Вербное Воскресенье в нашем храме

  • Печать


Из долгого опыта служения в храме священники знают, что как ни трудись, как ни готовься к службе, а она становится праздником вовсе не от усилий человеческих, от хорошего пения клиросов, от опыта алтарников и количества усилий церковного старосты, а совершенно непостижимым образом. Можно сделать всёе, и самым лучшим образом, а праздника не будет, будут только одни усилия.

И это бывает не только в самых простых храмах, но и в громадных соборах, где все совершается на высшем возможном уровне. Поэтому батюшки и боятся: благословит Бог совершиться Празднику или не благословит?

В этом году Бог послал нам праздник. Наши усилия не остались тщетными. И колокольный звон, и пение двух хоров, участие всего духовенства, взрослые алтарники и маленькие отроки не просто трудились, но и служили Богу. Мы пели «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» и вспоминали всей душой древних подвижников и монахов, слушали чтение Евангелия и участвовали во Входе в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. Благодарим Его, что не отринул и нас от Своего праздника!

В богослужении участвовало впервые привезённое со Святой Горы Афон прекрасное изящной выделки кадило с позвонцами, фотографию которого мы помещаем сразу после текста. Теперь название нашего сайта обретает вещественный символ. Приносим глубокую благодарность нашим прихожанам, привезшим это кадило, которое украсит все великие праздники нашего храма.

Во время Всенощного бдения сын отца протодиакона Бориса Поварова впервые был облачен в стихарь и со свечой принимал участие в вечернем богослужении, а наутро и в Божественной Литургии. На Литургию также впервые был облачен в стихарь Димитрий, сын Георгия Иванова. Всего алтарников младшего возраста было семеро, как и на Похвалу Пресвятой Богородицы. Мы понимаем, что когда в алтаре много отроков, то становится гораздо труднее их организовать и показать им свои места в службе. Такое их количество возможно только в большие праздники. Но мы также знаем, что даже небольшой опыт участия в богослужении бывает благотворным, дает им очень много в таком возрасте, который больше открыт небу, чем у взрослого человека. А потом, мы выполняем слова преподобного Серафима Глинского и Сухумского (+01.01.1976, память 22 сент. нового стиля), о которых я неустанно говорю и напоминаю прихожанам: «Держите детей поближе к Церкви, чтобы когда они вырастут и отойдут от нее, то Бог за их детские труды вернет их к Ней, и они не будут чужими для Бога». Это было сказано в 1960-х годах, когда появление ребенка в церкви было сурово запрещено, и я, и все мои три брата даже и не мыслили надеть маленький стихарь и открыто участвовать в Богослужении. Мы помогали отцу, но в своих светских курточках и рубашках, почти незаметно, как ангельские невидимые силы. Поэтому открытое облачение в стихарики есть отличие нашего времени и компенсация невозможности такого участия в службе, которое было пятьдесят лет назад.

Торжественно освящали вербы. Многократно кропили их святой водой. Как и в прошлом году, пришлось выходить на улицу с обоих южных входов и спускаться по крыльцу вниз — так много было народа. Всех желающих храм не мог вместить. На улице шел дождь, люди стояли с зонтиками, но стояли, молились и освящали свои вербы. Вопреки церковному Уставу в самый день праздника на Литургии тоже стояли с вербами и требовали ихз освящения, хотя это не принято было даже в середине ХХ века, так живы были традиции древности. Но теперь это забывается, и, «по желанию трудящихся», приходится нарушать Устав и кропить вербы в самый день.

Было много причастников, больше пятисот человек. На Пасху у нас много лет подряд было 650–700 человек. Это почти возможный предел вместимости нашего храма. Около 1200 присутствующих на Пасхальной заутрени, потом пришедшие поучаствовать на Празднике уходят домой и остаются те самые подлинное верующие причастники Святых Христовых Таин.

Поделюсь ощущением священника. «Лаос ту Фэу», то есть, народ Божий физически ощущается левой рукой священника: он выходит с почти полной Чашей, она тяжелая. Во время причащения она становится всё легче и легче. Наконец становится совсем легкая, и священник уходит в алтарь. А эта «тяжесть Тела Христова» остается в этом Народе Божием, который становится Единым Телом Святой Христовой Церкви. Это очень сильное ощущение. Оно было и в этот праздник.

В конце праздника Анатолий Селиванов раздал маленькие брошюры — в них запечатлелись еще великопостные переживания, проповеди и размышления о спасении: Приложение номер 3 к храмовому приходскому листку Киприановский Источник: «Возсия весна постная, цвет покаяния». Там находится замечательное сочинение отца Иоанна (Крестьянкина) о борьбе с грехами— «Семь нечистых духов», в котором показывается глубокая логика наших неуспехов в борьбе с грехами и подсказывается — как бороться с такими неудачами и как можно выйти из такого положения. Начинается брошюра сочинением наших румынских прихожан: Костела с Юлией. Они заканчивают аспирантуру и вскоре уедут от нас домой в Румынию. Мы полюбили их и замечательных их деток: Дорофею и Силуана, вот почему и сделали эту маленькую книжечку. Наши студенты пишут о Постной Триоди, о ее глубокой и духовной антропологии. Будем надеяться со временем издать всё их сочинение и получить назидание от наших приходских друзей. Книжечка содержит также поучение о таинстве Исповеди, которое написал архимандрит Макарий (Веретенников), наш лучший церковный историк, специалист по шестнадцатому веку истории Русской Церкви. В середине содержится три великопостных проповеди священноисповедника Сергия Касимовского, две из которых публикуются впервые. Мы этой книжечкой прощаемся с Великим постом, а вскоре придется прощаться и с румынскими прихожанами, к нашему очень большому сожалению. Пусть эта книжечка напоминает нам о том чудесном времени, когда мы все были в храме и единодушно молились вместе с подрастающими их детками в Троицком-Голенищеве.

После службы в помещении Воскресной школы состоялась третья выставка-ярмарка, которая позволяет помочь детям двух детских домов в Смоленской и Тверской областях. Большая благодарность организаторам ярмарки и тем, кто с любовью своими руками изготовлял и мастерил праздничные подарки и украшения.

Всем прихожанам поклон и призывание помощи Божией на укрепление сил в последнем подвиге Великого поста — сосредоточенном и молитвенном проведении Страстной седмицы и ничем не омрачаемой встрече Светлого Христова Воскресения.

28 апреля 2013 года.

Протоиерей Сергий Правдолюбов.

Заставка: Вход Господень в Иерусалим. Дечаны. Сербия. Фрагмент фрески. Фотография Православие Ру.

Фотоснимки службы Георгия Иванова, Анатолия Селиванова и Флора Гришкова. На последней фотографии стоят слева направо: Стефан Бертхольд, Иоанн Троян, Николай Поваров, Савва Володин, Лука Володин, Петр Петрухин и Димитрий Иванов.

Афонское кадило
Афонское кадило
Господи воззвах
Господи воззвах
Выход на литию
Выход на литию
Лития
Лития
Люди стоят под дождем
Люди стоят под дождем
Посреди храма
Посреди храма
Ваня Троян
Ваня Троян
Поется тропарь
Поется тропарь
Храм из колокольни
Храм из колокольни
Шестопсалмие
Шестопсалмие
Алтарники готовятся
Алтарники готовятся
Хвалите имя Господне
Хвалите имя Господне
Величание
Величание
Каждение
Каждение
Савва и Лука
Савва и Лука
Коля Поваров и Ваня
Коля Поваров и Ваня
Перед Евангелием
Перед Евангелием
Прокимен
Прокимен
Чтение Евангелия
Чтение Евангелия
Дети слушают
Дети слушают
Взрослые тоже
Взрослые тоже
Молитва на освящение верб
Молитва на освящение верб
Освящение верб
Освящение верб
Руки подняты
Руки подняты
Дети радуются
Дети радуются
Праздник
Праздник
Перед помазанием
Перед помазанием
На 9 Песни
На 9 Песни
Перед причастием
Перед причастием
Со страхом Божиим
Со страхом Божиим
Еще освящение
Еще освящение
Алтарники. Справа Дима Иванов
Алтарники. Справа Дима Иванов
Анатолий раздает брошюры
Анатолий раздает брошюры
Алтарников снова семеро
Алтарников снова семеро