Из наставлений отцов

Предрождественские проповеди прот. Анатолия Правдолюбова

  • Печать


В уходящем году исполнилось 100 лет со дня рождения протоиерея Анатолия Правдолюбова, бывшего Соловецкого узника (†16.01.1981). Его проповеди не раз публиковались на страницах «Киприановского Источника». Из его воспоминаний известно, что очень яркое восприятие ирмосов Рождественского канона к нему пришло в лагере на Соловках во время неоднократных ночных дежурств в полной тьме и густом снегопаде далеко от монастыря, куда его посылали охранять лагерное сено от никому не ведомых воров, которых просто невозможно было бы найти на краю света. Его поздние записи 1973 года, конечно, вряд ли могут воспроизвести впечатления 1937 года, но всё равно их будет полезно прочесть перед праздником Рождества Христова.

Какой силой утешения и поддержки страждущих узников обладали именно Рождественские ирмосы, можно узнать из воспоминаний С. И. Фуделя, в его рассказе о священнике о. Иване-столяре из Касимова. В пересыльной тюрьме Новосибирска, в ночь под Рождество по старому стилю в камере «…мы с ним лежали рядом, и когда, наконец, умолк, уставши, профессионал рассказчик уголовно-похабного эпоса и кое-где уже захрапели, тогда отец Иван начал потихоньку петь ирмосы Рождественского канона: «Христос раждается, славите! … Христос на земли, возноситеся!..» – «А вот восьмой-то ирмос и забыл. Все слабеет голова. Не дни мои, а часы сочтены. Может ты, Сергей, помнишь?» Мне было очень неприятно, но и я не помнил. «Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ…» Через два дня мы расстались. (Фудель С. И.  Собрание сочинений в трех томах. Том 1. М., Русский Путь, 2001. С. 200. Из записок: «У стен Церкви»)

Мы должны радоваться и благодарить Бога за то, что встречаем Рождество Христово в своем храме среди верующих и любящих Господа прихожан. Но, вспоминая Новомучеников и их страдания, как хорошо бы вдуматься в поющиеся тексты и понять глубочайший смысл Пришествия на землю Спасителя нашего. Как хорошо углубиться в те самые тексты, которые вдохновляли наших предков и помогали им перенести самые тяжкие условия. Пусть Господь пошлет и нам частичку вдохновения и радости от той трапезы, которой Он угощал на Свой Праздник Новомучеников и исповедников земли нашей.

Прот. Сергий Правдолюбов. 29 декабря,  в день мученической кончины святителя Аркадия (Остальского) в Бутове.

22. Христос раждается. Проповедь 1-я

На Всенощном бдении под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы,

в Понедельник, 3 декабря 1973 года.

                       Христос раждается, славите,

                       Христос с небес – срящите,

                       Христос на земли, возноситеся,

                       пойте Господеви вся земля!

                       И веселием воспойте, людие,

                      яко прославися!

                     (Первый ирмос Катавасии Праздника). 

Ныне, братие, большой и радостный праздник: Введение во храм Пресвятой Богородицы. Ныне, родители Её, праведные богоотцы Иоаким и Анна, по обещанию своему святому – ведут чудесно рождённую ими в старости трёхлетнюю отроковицу Марию в храм Божий. Сопровождают Марию чистые девы и отроковицы, празднично одетые, с зажжёнными свечами в руках, с пением псаломских священных песней в благочестивых девственных устах. Встречают Деву невидимо сонмы Ангелов, спешат оказать почести Той, которая соделается Материю по плоти их Владыки, как им велено. А видимо служащие в храме священники встречают Её во главе с первосвященником Захариею, а он, радостно встретив Богоотроковицу, соделал чудное и страшное, никому тогда не понятное дело: по внушению Духа Святаго, Захария ввёл Её в самое страшное и святое место – во Святая Святых, куда священники не могли входить под страхом смерти, а архиерей входил только раз в год. И после был отроковице Марии вход туда всякий раз, как только Она пожелает – для молитвы и богомыслия.

Так возвеличена была трёхлетняя девочка Мария, ничем особенным от других не отличавшаяся, но избранная Богом из всех человеков на земли – служить воплощению Слова Божия, рождению Спасителя нашего Иисуса Христа. Праздник этот очень приятно приходится в самом начале Рождественского поста. Ведь придёт то время, когда мы сподобимся благодатию Божией так переживать Христово Рождество, как мы сами бы были в Вифлееме при яслях Богомладенца.

И Церковь имеет и даёт нам такую благодать, что мы уже не говорим: давно-предавно это было, и было это в далёкой-предалёкой от нас стране. Но Церковь смело и истинно, как это есть, поёт: «Дева днесь Пресущественнаго раждает», рождает вот здесь, у нас, теперь, сегодня. И мы не издали наблюдаем, но вместе с волхвами покланяемся, вместе с пастухами возвещаем Его славу. Каждый из нас с полным чувством и великою радостию свидетельствует благодатную истину, естественным порядком не могущую быть, но чудом Божиим совершающуюся с нами, верными рабами Божиими, каждый год в рождественские дни:

                        Таинство странное вижу и преславное:

                        небо – вертеп, престол херувимский – Деву,

                        ясли – вместилище,

                        в нихже возлеже Невместимый Христос Бог, \

                        Егоже воспевающе, величаем.

                       (9-й ирмос Катавасии праздничного канона).

Предвкушение Рождества теперь ещё начинается, когда до самого Рождественского-то дня осталось больше месяца. Церковь Святая хочет нас всех самым прекрасным образом приготовить заранее к встрече с Богомладенцем, родившимся в Вифлееме, и возлегшим в скотские ясли ради нас, ради нашего вечного счастья.

                        Ныне благоволения Божия предображение,

                        и человеков спасения проповедание:

                        в храме Божии ясно Дева является

                        и Христа всем предвозвещает,

                        Той и мы велегласно возопиим:

                        «Радуйся, смотрения

                        Зиждителева исполнение!»

                                   (Тропарь Введения).

Не зря постановила Церковь Божия с этого-то светлого богородичного дня начинать рождественские гимны: «Христос раждается…» Будем мы их петь радостно больше месяца до праздника, и  некоторое время – после праздника Рождества Христова, чтобы привыкнуть заранее правильно переживать Рождество: с великою радостью и с полным разумением благодатной силы и великого смысла «воплощения Слова Божия ради грешных и погибавших нас».

Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите.

То есть, славьте, славьте все раждающегося Христа Спасителя нашего. Нельзя быть безучастным, холодным, нельзя не славить Его. Христос с небес нисходит, великое Его – ради милости к нам – истощание, ведь Он принимает на Себя образ раба, да ещё и падшего раба. Берёт на Себя нашу смертную, удобопреклонную ко греху, немощную, мнооболезненную плоть. Как же не встречать нам Его? Обязательно надо встретить. С такою же радостию встретить, с какою встретила Его Пречистая Матерь Его, или Симеон Богоприимец с Анною пророчицею. Так же радостно надо воспеть и взыграть, как воспели и взыграли некогда малые дети избранного Божия народа при входе Его во Иерусалим, с такою любовию принять, с какою принимали Его у себя Марфа и Мария с праведным блаженным братом своим Лазарем. Христос ведь недалеко от каждого из нас. Им мы живём и движемся, и существуем (Деян 17, 28). Он постоянно говорит каждому из нас: Сыне, даждь ми сердце Твое (Притч 23, 26). Се, говорит Он, – стою у двери сердца вашего и стучу. Кто отворит Мне двери, Я войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мною (Откр 3, 20). Особенно тесно приискренне соединимся мы с Ним, когда, очистив душу покаянными слезами, и, получив прощение грехов в таинстве святого Покаяния, мы по неизреченной милости Христовой соединяемся с Ним в Пречистых Его Дарах. Итак, мы Его не только встречаем, но и таинственно принимаем Его в Себя, Он приходит и вечеряет с нами в Своей Тайной Вечери.

Христос на земли, возноситеся…

Но возноситеся не гордостию и превозношением, возноситеся не тщеславием и человекоуничижением, а совсем другим, именно тем, что и способно человека поистине вознести, сделать небесным, святым, чистым, богопросвещённым, богопрославленным. Сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет (Из акафиста Иисусу Сладчайшему, кондак 8). Гордиться мы не должны, ибо гордость как раз и не возвышает никого, а унижает, губит. Гордость Денницу свергла с вышния светлости. Адама гордость же лишила рая и безсмертия, гордость губит каждого из нас. Ничто так не губительно, как гордость. Но вместе с тем, и пресмыкание, подобно змеиному, неспасительно. Есть ведь люди, которые, подобно нечистому животному, вниз и смотрят, неизменно и думают, скотски-нечисто и всё чувствуют. Не будем уподобляться таким скотоподобным людям. Нам заповедь иная: Горняя мудрствуйте, а не земная. Стремитесь душами туда, где Христос одесную Бога седит! (Кол 3, 1).

А землю эту надо возделывать и в меру её уважать, хранить в меру и любить, но никогда не забывать, что нас Господь на небеса возведёт, жизнь и блаженство вечное наше не здесь, а где-то в других сферах, куда мы потом поднимемся на облаках, на воздусех навстречу Господу, и тако всегда с Господом будем (см. 1Фес 5, 6). А посему не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр 13, 14), – Оного Небесного Града Иерусалима, украшенного, как невеста для чертога Своего, уготованного Христом для любящих Его. Так-то вот и мыслями, и чувствами будем горе́, к чему и призывает нас Рождественский ирмос:

Христос на земли – возноситеся. Пойте Господеви вся земля.

Она и так всё время поёт; славят Господа и солнце, и луна, и вся звезды и свет, моря и реки, и вода, которая превыше небес. Хвалят Господа – и сланы, и снези, и град, и туман, и молния и гром, и животные, и стады, и рыбы морския, и все творения Божии, проходящие стези морские. Только всё это хвалит Бога безсознательно, а человек призван всю эту хвалу природы собирать и нести Богу в разумных славословиях. Мы с вами должны непрестанно хвалить и воспевать Бога за всю природу, которую Он дивно сотворил, которой дивно управляет, которую в нашем человеческом спасении тоже возвеселит и возвеличит, и избавит от всякой боли, от всякой немощи, от всякого уродства, которые принесло во всю природу падение человека. Христос нас спасёт и всё очистит, и всё исправит и преукрасит. «Хвала, хвала непрестанная, вечная, великая, Ему Всепремудрому и Всеблагому». А потому не тяготитесь, когда долго поют: «Хвалите Имя Господне, хвали душе моя, Господа, благословлю Господа на всякое время…» Наш удел – с Ангелами блаженствовать, а главное занятие Ангелов – непрестанно славословить Господа.

И веселием воспойте людие, яко прославися.

Истинно прославился Господь – и в фараоне, и в Навуходоносоре, да и в Наполеоне и в Гитлере, во всех чудовищах зла человеческого, которые Он, Спаситель наш, победил и ни во что обратил. Сия-то есть победа, победившая мир, вера наша! (1Ин 5, 4). Как сказал Господь Отцу Небесному в конце Своего земного подвига: «Отче, прославь Имя Твое». И пришёл глас с небесе: И прославил, и паки прославлю (Ин 12, 28). Люди, не веровавшие в Него, когда-ещё-когда мечтали и ожидали, что погибнет память Его с шумом. Но не дождались, сами давно канули в пучину забвения, а Имя Христово все более и более славится вот уже почти двадцать столетий, и еще более воссияет, еще здесь на земле, и возпрославится уже самым совершенным образом в блаженной вечности Божия Царства.

И веселием воспойте людие.

Кто бы вы ни были, какими бы земными скорбями ни обуревались, воспряньте, поднимите головы ваши. Жизнь наша, пора это понять, преисполнена радости – божественной, нетленной. Только враг Христов сатана мрачен и не рад, только он и послушные ему бедные прельщённые люди не велят радоваться. Как писала мне несчастная душа, повалившая два года назад наши рождественские подсвечники: «Безумный, зовёшь всех радоваться. Чему ты радуешься? Плакать надо – погибаем все!»

Не верьте, нисколько никогда не верьте несчастным бесовым послушникам. Радуйтесь, и паки реку радуйтесь (Филипп 4, 4): Господь близ (Филипп 4, 5), а Он – Источник всякой радости нескончаемой, и заповедь нам дал: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах! (Мф 5, 12). В мире скорбни будете, но печаль ваша в радость будет (Ин 16, 20). Вы восплачете и возрыдаете, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не сможет взять от вас (Ин 16, 22).

Аминь.

(Это первая из семи проповедей о. Анатолия, посвященных ирмосам Рождественского канона. Публикацию их мы будем продолжать в эти предрождественские и рождественские дни)