Из наставлений отцов

Священноисповедник Сергий Касимовский Поучение на 5-ю Неделю Великого поста, преп. Марии Египетской, на Всенощном бдении

  • Печать


Проповедь произнесена в Троицкой церкви г. Касимова 19 марта /1 апреля 1928 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Нынешнюю седмицу Великого Поста святая Церковь украшает памятью преподобной матери нашей Марии Египетской [+1/14.04.521], в жизни которой предлагает нам разительный пример решительного победного возстания с самого дна греховной пропасти и прихода, путём покаяния и подвигов, на высоту христианской жизни.

Остановим своё внимание на жизни Преподобной.

Мария родилась в Египте. В ранней молодости она оставила родительский дом и отправилась в шумный, богатый и развращённый город Александрию, с целью – насладиться жизнью легкомыслия и весёлости. Закружившись в вихре удовольствий и развлечений шумного города, Мария пала, и, падая всё ниже и ниже, в конце концов начала вести безумную жизнь самой развращённой женщины Александрии. Потерявши стыд, всецело пленённая безумной страстью, Мария перестала в жизни видеть всё, кроме удовлетворения своей страсти и всевозможными удовольствиями.

С этой, между прочим, целью она с толпой богомольцев, среди которых были молодые люди, отправилась на корабле в Иерусалим, куда стекалось множество народа к празднику Воздвижения Креста Господня. Не нужно говорить, для чего поехала Мария в Иерусалим: она и на корабле, и в Иерусалиме вела себя так же, как и в Александрии.

Казалось, падение Марии было самое глубокое и безнадёжное. Но не хотящий смерти грешника (из молитвы на Исповеди) Небесный Отец следил за путями, какими шла Мария, ждал момента, когда можно было бы возвратить заблудшую овцу на путь истины.

Живя в Иерусалиме, Мария вздумала пойти в храм Воскресения, куда толпами шли верующие, чтобы поклониться Животворящему Древу. Но вот на паперти храма она замечает, что почему-то не может войти в него. Сначала думала она, что это случайность, но, повторив свои попытки, убедилась, что в храм её не пускает таинственная сила. Как молния мелькнула в голове её мысль, что она, живя греховно, забыла, что она, действительно, недостойна войти в храм, тем более, прикоснуться устами к Животворящему Кресту Христову. Таким, как я, – думала она, – нет места в святом храме, тем более – у подножия Креста Христова. 

И вспомнилась тут ей вся жизнь её, переполненная грехом и беззакониями, ярко встала немым укором мысль об отверженности от Христа и Его Церкви. В беспомощном ужасе стала Мария искать глазами, не поможет ли кто, не избавит ли от ужаса. И вдруг, глаза ея встретились с глазами Богоматери, икона которой висела над входными вратами храма. Как молния пронизал этот взор душу Марии, она пала пред образом на колени и со слезами просила Божию Матерь быть Споручницей ея спасения.

Встав с колен, Мария попыталась войти, и вошла в храм. В страхе и трепете приложилась к Животворящему Древу, и, помолившись у иконы  Богоматери,  получила от неё указание спасаться в Заиорданской пустыне – отправилась, не заходя никуда, к священной реке Иордану. Там, за Иорданом, в пустыне, она провела всю остальную жизнь свою в подвигах поста, молитвы, и всевозможных лишений. Сорок семь лет пробыла Мария в пустыне, достигла чистоты равноангельской, и, по причащении Святых Христовых Таин, отошла к Богу первого апреля 521-го года.

Какая глубокопоучительная жизнь! Сколько духовного назидания хранит она для нас, грешных! Недаром Святая Церковь каждый год целую седмицу посвящает Преподобной и ждёт от нас, грешных, подражания великому перевороту, совершившемуся в душе Марии.

Может быть, некоторые думают, что этот пример слишком для нас резок, потому что многие из нас не так глубоко пали, как преподобная Мария. Но этому недоумению не должно быть места. Не льстите себе, возлюбленнии, мы с вами величайшие грешники! И находимся в большей опасности вечной гибели. Беглое  сравнение нашей жизни с тем, как мы должны жить, будучи христианами, покажет нам с ясностью всю греховность нашего состояния и убедит нас, что, если бы мы видели явственное лицо этого нашего состояния, то недалеки были бы от того ужаса, какой сковал душу Марии в притворе Иерусалимского храма, когда она блуждающим взором искала поддержки, избавления от своего мрачного ужаса.

Как много среди нас, современных христиан, равнодушных ко Христу и Его учению, к участи своей души, к жизни вечной! И спокойно могут жить такие люди, нисколько не думают, что они почти мертвы духовно. Нет грехов, бьющих в глаза своим безобразием? Жизнь, с точки зрения мира сего, порядочная? Но ведь и среди неверующих есть люди, живущие, с точки зрения мира, порядочно. Но отсутствие в них веры, их безбожие – делает их духовно мёртвыми. Они – мёртвые, и будут мёртвыми, если путём обращения к вере не перейдут от смерти в жизнь. Они гораздо глубже пали. Дно пропасти, на котором они находятся, неизмеримо глубже того дна, на котором некогда пребывала Мария!

Так ведь это?! А раз так, то что сказать о равнодушных к вере? Они так близко подошли к неверующим, что один маленький шаг – и они падут на дно пропасти неверия. Если им нет дела до Христа и Его Церкви, то что будет с ними, если они очутятся в положении апостола Петра во дворе первосвященника? Петр пламенной любовью любил Христа, обещался, и готов был душу свою положить за Него, и, однако, пред лицем опасности с клятвою отрёкся от Учителя. Что будет с последователями Христа в таком положении, если они теперь равнодушны ко Христу? Они с лёгкостью расстанутся со Христом, у них не будет состояния, которое характеризовал Евангелист словами: плакася горько (см. Мф 26, 75) для апостола Петра. Ни одной слезинки, ни одного вздоха не будет у них, когда отрекутся от Того, Кого не научились любить.

Смотрите, какой лёгкий шаг в бездну неверия! Как опасно быть холодным и даже теплохладным в религиозном отношении! О, если бы ты был холоден или горяч, но как ты ни холоден, ни горяч, то я извергну тебя из уст Моих, – говорит Христос (Откр 3, 15–16).

А сколько у нас таких теплохладных, равнодушных  ко Христу и Его делу! Их вы постоянно везде встретите. И храмы они посещают, и от Христа не отрекаются, но носят в сердце своём пагубную холодность, невнимательность к делам христианской веры и жизни. Как же не подходит к нам образ падшей Марии? Нам только лишь кажется, что мы на неё не походим. На деле же мы превзошли её глубиной падения! Наша жизнь в большей опасности со стороны спасения, чем её жизнь!

Много среди нас, христиан, и таких, коих нельзя назвать равнодушными, каким нельзя отказать в некоторой ревности о славе Божией. Но, относясь ревностно ко Христу, они не менее ревностно служат и миру, работают и Богу и маммоне (см. Мф 6, 24). Эти – тоже неблагополучны. Про них сказано: Нельзя работать двум господам (см. Лк 16, 13). Таким людям, которые не научились всегда давать перевес Богу перед миром, которые не научились искать прежде всего Царствия Божия и правды Его (см. Мф 6, 33), трудно придётся при первом испытании. Если им жизнь внезапно поставит задачу: или Бог, или мир, они не смогут оторваться от мира, потому что не научились давать надлежащую оценку многообразным формам земного праха, не научились, что всё земное – призраки, мыльные пузыри, лопающиеся при первом прикосновении. А с другой стороны не научились, что всё прочное, неизменно сохраняющееся, подлинно ценное есть Бог, Его Царство, душа и все духовные ценности. Такие, повторяю, при первом испытании падут, а от этого падения маленький шаг – в пропасть неверия.

Может быть, к ним не подходит образ жизни Марии? Нет! Они не менее опасны в путях своих, чем некогда была она.

Много среди современных христиан и таких, которые стоят на распутье. И от мира нет у них сил оторваться, и ко Христу влекутся с силою. Подобно трости, ветром колеблемой (см. Мф 11, 7), они то пригибаются к миру, то наклоняются ко Христу. Может быть эти благополучны? Нет, братие, не благополучны и они. До тех пор, пока не выберут Христа, и Ему одному не отдадут своё сердце. Нужен ли и этим для назидания образ жизни Марии? Вопрос, которого я уже не предложу.

Видим, сколько у нас нуждающихся в этом назидании, какое ныне предлагает нам Церковь! Если мы прибавим к сказанному все наши грехопадения, все наши хромания на оба колена в деле спасения, если мы скажем, что найдутся в среде современных христиан и такие, которые в буквальном смысле повторяют жизнь Марии в первом её периоде, и что все мы, все без исключения, как некоей пылью покрыты налётом множества мелких, незаметных грехов, то что останется нам, как не взывать:

Согрешихом, беззаконновахом,

неправдовахом пред Тобою!

Ниже соблюдохом, ниже сотворихом,

якоже заповедал еси нам!..

(Ирмос 7-й Песни Великого канона св. Андрея Критского).

Нет, братие, права Матерь наша Церковь, предлагая нам ныне для назидания житие преподобной Марии. Что же мы выберем для себя из этой богатой сокровищницы назидания? Остановим своё внимание на способе, каким Господь перевёл греховную жизнь Марии со стези греха на путь спасения. Вы помните, спасение Марии началось с того момента, когда невидимая сила не допустила Марию в храм. Это поразило Марию, приведши её душу к спасительному ужасу. Так, братие, Господь всегда духовно бодрствует над душою человека. Сколько бы он, подобно блудному сыну, ни блуждал по дорогам и распутиям греха, сколько бы он ни уклонялся с правого пути и ни падал, Господь не покидает его. Всеми способами Он неустанно зовёт его к покаянию. Твёрдо запомним, братие, что и над каждым из нас простёрта бодрствующая Рука Господня. И прежде, чем поразить нас в случае нашего нераскаяния, Господь тысячами путей и способов будет звать нас к покаянию. Сначала, – тихими зовами, потом более сильными средствами, потом – бия сына, егоже приемлет (см. Евр 13, 6), будет, сильнее и явственнее вразумлять нас, не очнёмся ли мы, не возстанем ли от сна греховного. Наконец, будет сыпать на нас молнии и громы Своего праведного гнева, и… уж, если мы и тогда не покаемся, прикажет садовнику – секирой при корени древа лежащейсрубить древо нашей бесплодной жизни и бросить в огонь неугасающий! (см. Лк 3, 9).

Да, не будет, о, да не будет с нами этого, братие!

Будем всегда внимательны к отеческим зовам нашего Владыки и Господа! И благовременно переменимся, направив жизнь нашу по руслу путей Христовых. Будем внимательно прислушиваться к тихим зовам, какие раздаются ныне в эти спасительные дни Великого Поста. Воспримем баню покаянных слёз всеочищающего Таинства, возстанем от греховного сна, бросим равнодушие ко Христу и губительную любовь к миру. Произведём переворот в душе своей, подобно перевороту Марии, и начнём новую, подлинно-христианскую жизнь.

Это наше духовное воскресение будет то, чего ждала от нас Церковь, предлагая нам в назидание житие преподобной Марии.

Еяже молитвами, прими, Господи, и наше покаяние, и наше обращение к Тебе!

Аминь.

Текст печатается по Рукописной Второй тетради проповедей сщисп. Сергия. Проп. 25-я, стр. 244–257. Через 47 лет после произнесения, в 1975 г. произнесена сыном Сщисп. – прот. Анатолием – в Покровской церкви села Маккавеева. Существует машинописный текст, набранный прот. Анатолием, и звуковой файл проповеди, наговоренный им же, с учетом которых проповедь и издается. Публикация этой проповеди предлагается потому, что предыдущая проповедь сщисп. Сергия, опубликованная четыре дня назад на сайте Православие и мир (О преп. Иоанне Лествичнике) была открыта, просмотрена, а, может быть, и прочитана 8-ю тысячами человек за три дня! И перепечатана на сайте Соловецкого монастыря, Новосибирской митрополии и Касимовской епархии. Поэтому наши прихожане не должны быть обойденными: кто хочет, пусть почитает. – пСП.