Новости

Шедевры Пинакотеки Ватикана VS Шедевры иконописи Третьяковской галереи

  • Печать


На молодежных встречах при нашем храме появился новый курс, посвященный истории искусства разных веков. После рассказов о жизни и творчестве знаменитых художников эпохи Возрождения особенно интересно было воочию увидеть живописные шедевры, представленные на выставке «RomaAeterna» в Третьяковской галерее.

В собрание Пинакотеки Ватикана входят как иконы, некогда венчавшие алтарные преграды, так и картины на религиозные сюжеты, принадлежащие кисти Перуджино, Караваджо, Джованни Беллини, Гвидо Рени, Никола Пуссена и др. Среди работ десятка выдающихся живописцев хочется отметить два гризайля Рафаэля Санти, составлявших часть алтарного образа для церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. «Вера»и «Милосердие», изображенные в виде женских фигур, обрамлены античными символами: чаша с огнем, потир, маленькие купидоны... Впрочем, подобные параллели с античной культурой — это типичное явление для западноевропейского религиозного искусства эпохи Ренессанса.

Тут можно встретить и образцы своеобразного переосмысления священных текстов. К примеру, на картине Джентиле да Фабиано «Сцены жития св. Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» появляется русалка, которая олицетворяет собой дьявольскую силу, разбудившую стихию. Художник венецианской живописной школы Паоло Веронезе по-своему увидел сцену видения святой Елены:  вместо благочестивой, уже пожилой матери первого римского императора-христианина Константина, которой явился ангел с призывом отправиться в Иерусалим на поиски Животворящего Креста, мы видим молодую красавицу, видящую во сне Путти, больше похожего на Амура, чем на ангела. На полотне художника Джованни ди Паоло «Рождество и Благовестие пастухам» появились апокрифические образы повитух Геломы и Саломеи. А картина итальянского живописца Пьетро да Кортона «Давид, отбирающий ягненка у льва»,— это живописная трактовка рассказа Давида царю Саулу о себе: «Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его»(Цар. 17, 34– 35).

Вообще, все картины и фрески, представленные на выставке, лучше всяких слов отражают суть католического миропонимания. Отчетливо становится видна смена богословских акцентов, разделение христианской культуры на восточную и западную. Если в православной иконописной традиции максимально устранены чувственно-земные проявления, то в католической они, напротив, подчеркнуты. Цель такой живописи – сделать акцент на природе человеческих чувств и переживаний, изобразить Иисуса Христа, Богородицу, святых мучеников и ангелов во плоти. И с течением времени светские изображения настолько плотно вошли в религиозную живопись и переплелись с ней, что не всегда возможно было понять, икону или картину собирался написать художник. Кроме того, в центре каждой работы уже стояли не только изображаемые персонажи, но и фигура самого живописца, который стремился выразить на холсте собственную индивидуальность.

Но есть на выставке Ватикана работа, словно сохранившая в себе  воспоминания о былом единстве христианского мира. Это икона «Христос Благословляющий»,  датируемая второй половиной XII века. Стиль ее письма выдержан в аскетической традиции византийской живописи, ставшей образцом для древнерусских иконописцев. Наша иконописная школа с древнейших времен до настоящего дня сохранила понимание того, что для создания иконы слишком мало быть хорошим художником. Подлинные шедевры духовной живописи, представленные в залах древнерусского искусства Третьяковской галереи, рождались в молитвах и посте. И даже несмотря на то, что с течением времени российская иконография трансформировалась, пошла по своему пути развития, в ней на века отпечаталось наследие византийского мира. Аскетичной передачи образов впоследствии добивались и русские художники, создававшие полотна религиозной направленности: Николай Ге, Александр Иванов, Иван Крамской и др.

Думаю, что для многих людей, посетивших или планирующих посетить экспозицию из пинакотеки Ватикана, ценной станет не только возможность лицезреть мастерски исполненные живописные творения Рафаэля и Караваджо, но и оценить проявившиеся в художественной форме пути исторического и духовного развития двух разных миров– восточного и западного.

Анна Жарова (текст и фото)

На выставке
На выставке
Джентиле да Фабиано. Св. Николай усмиряет бурю. ХV в.
Джентиле да Фабиано. Св. Николай усмиряет бурю. ХV в.
Паоло Кальяри. Видение святой Елены. ХVI в.
Паоло Кальяри. Видение святой Елены. ХVI в.
Караваджо. Положение во гроб
Караваджо. Положение во гроб
Карло Кривелли. Пьета. ХVII в.
Карло Кривелли. Пьета. ХVII в.
Маргарито ди Маньяно. Св. Франциск. ХIII в.
Маргарито ди Маньяно. Св. Франциск. ХIII в.
Христос благословляющий. ХII в.
Христос благословляющий. ХII в.
фото на память
фото на память