Храм Живоночальной Троицы в Троицком-Голенищеве

О православии

Размышления в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 2008 года

"Устюжское Благовещение". Новгородская икона второй половины ХII века. Взято на сайте Православие.Ру
"Устюжское Благовещение". Новгородская икона второй половины ХII века. Взято на сайте Православие.Ру
Этот праздник — один из самых великих праздников, самых радостных, самых особенных, необычных праздников.

Вот в народе говорят: «На Благовещение птица гнезда не вьет». Почему такое было представление в народе? Потому что этот праздник настолько велик, и настолько велико событие, что в этот день даже птицы не занимаются своими обычными делами, а празднуют и не участвуют в обычной тяжелой и трудной жизни.

Это так говорили в Рязанской области, а вот в Калужской области говорят так на Благовещение: «Птица гнезда не завивает, а девица косу не заплетает». Странные слова… Имеется в виду, наверное, что не начинают делать что-то, а хранят празднование (от слова праздник), чтобы быть праздным, а не устраивать уборку или тяжелую работу в этот день, а быть праздными ради великого праздника. Даже однажды спросили одну женщину пожилую: «Скажите, а почему птицы все равно летают и носят свои веточки?». А женщина ответила: «Это, наверно, безбожники птиц заразили, поэтому они и носят».

Был такой случай у нас в поселке — на Благовещение одна женщина взяла и обои поклеила. Ей говорили: «Что ты делаешь? На Благовещение надо быть в храме, и обои клеить никак нельзя!» Она не послушалась. Через два дня у нее был пожар в доме, и обгорели все обои. Дом остался цел — пожарная машина быстро приехала, но обои все сгорели и закоптили всё вокруг. Это тоже некий урок, что нужно знать время труду, работе, уборке и великим праздникам, конечно.

Это день, исполненный света. Это день уже к нам близко пришедшего солнца, это весна. Вокруг всё сияет и радуется. Я помню, когда мне было 10 лет, я вышел из дома (а мы жили в церковной сторожке около храма) и увидал, как лошади стоят около храма, сено жуют, овес…И я посмотрел вокруг себя: как будто в XIX веке, как будто не в наше время! Вот такое непрерывное цельное единство времени, как было при моих дедах и прадедах, — так и я вдруг ощутил, что эти последние 50–70 лет — их так мало, а наше старинное, древнее православное, идущее от самого Господа Иисуса Христа состояние — оно вечно.

В этот день птицы поют, синицы кричат. В Москве птиц не слышно, а в деревнях вокруг лес, и это, конечно, праздник очень большой и радостный. Этот праздник звука, звуковые восхваления Пресвятой Богородице — не только у птиц, это праздник колоколов, потому что колокол очень часто назывался — благовестник. А на колоколах почти всегда писались праздничные слова, благовещенские: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу». Поэтому колокольный звон в этот день особенно торжественный, особенно радостный, особенно звучащий, веселящий души людей и прославляющий Бога. В этот день обычно отпускают птиц на волю, как у нас в Москве принято. У меня в детстве никто никого не отпускал, поэтому у меня никаких воспоминаний нет. А вот в Москве так принято, видимо, уже давно. Птиц отпускают на свободу, потому что уже тепло, они могут приспособиться к тому, чтобы дожить до лета и летать на свободе. Это первые радостные звуки и птиц, и колоколов, а у нас, недалеко от Оки, там, где город Касимов — это первые звуки пароходов. Трезвучия красивые, минорные, матросы впервые протопили котел и слушают звук. И колокольный звон, и пароходные гудки, и птицы — это все как раз и есть то, что вокруг Благовещения мне вспоминается.

В круге богослужения, Благовещение занимает особое положение. Это праздник, который никогда не переносится, с каким бы днем он ни совпал, какой бы ни был неподходящий день. Даже в Великую пятницу служится литургия Иоанна Златоуста, в Великую субботу было совсем недавно, с выносом плащаницы — все равно Благовещение вместе участвует. А в 1991 году праздник Благовещения совпал с Пасхой, назывался «Кириопасха», то есть господствующая Пасха, особая Пасха вместе с Благовещением. А почему никогда не переносится? Да потому, что это особый праздник, не только Пресвятой Богородицы одной, — это праздник начала нашего спасения, главизна нашего спасения. Это праздник Воплощения Господа Иисуса Христа. Как замечательно сказано у святителя Андрея Критского «От Отца безлетна Сына в лето родила еси, Пречистая». От Отца безлетна, то есть от Отца вне времени пребывающего, во время родила, то есть в пространство на земле и во время вошел Превечный и выше всего пребывающий Бог. «Сына в лето, то есть во времени родила еси, Пречистая». Это время нельзя перенести. Почему нельзя? Такое соотношение вечности и времени, это просто поражает, это трудно осознать, но тем не менее это так.

Почему Благовещение празднуется 25 марта по старому стилю и 7 апреля по новому? Да потому, что по земному времени нашей планеты и нашего летоисчисления, нашего ритма жизни — жизни и солнца и луны, (это хорошо знают женщины – у них цикл развития младенца идет как раз по лунным месяцам,) 7 апреля — это день, отстоящий ровно за 9 месяцев до Рождества Христова, которое празднуется 25 декабря по старому стилю и 7 января по новому. Ровно девять месяцев. Сына во времени родила еси, Пречистая, то есть Господь подчинился законам земного бытия. И Он же сотворил весь женский род и даровал возможность рождения детей, которые девять месяцев в утробе пребывают. И поэтому этот день не переносится.

Само название праздника «Благовещение» Εὐαγγελισμός по-гречески, от слова «Евангелие» — благая весть, радостная весть. Само Евангелие так называется. Как кто-то сказал: «Хорошие новости». Поэтому Евангелие и Εὐαγγελισμός — это как раз и есть событие Благовещения, которое потом было развернуто полностью, в Евангелии описано до Воскресения Господа Иисуса Христа и до Вознесения Его на небо. И в самом центре каждого православного храма имеется алтарь, а к нему ведут Царские врата, в которые входит Царь славы, Господь сил. И на царских вратах имеется обычно двойная икона. С левой стороны от нас Архангел Гавриил, а с правой — Пресвятая Богородица. В центре врат Благовещение, а по краям четыре евангелиста, которые благовествуют о пришествии в мир Спасителя и Бога нашего.

Хотелось бы сказать о событии самого праздника. Мы не очень воспринимаем ярко, сильно, во всей полноте переживания, это свойственно человеческому уму. Мы привыкаем, у нас возникает некоторая будничность, некоторая привычка к тому, к чему вообще-то привыкнуть нельзя. Одна маленькая девочка у нас в церкви на Пасху, — не в сам день Пасхи, а уже много дней была Пасха, — когда батюшка сказал ей «Христос Воскресе», она ответила «Да, конечно». Почему? Да потому что привыкла, нет такой остроты восприятия, как в первый день. И вот эти слова маленького младенца для нас близки, мы тоже привыкаем к таким вещам, которые трудно осознать, трудно понять. И мы воспринимаем обычно. В моем домашнем Евангелии это 22 строки: кратко, сжато, лаконичнее не бывает, сказано о событии Благовещения. Да, конечно, есть все церковные песнопения, которые рассказывают подробно, ярко о том, что происходит в этот день во всем мире, в космосе, в храме и во всей вселенной.

Самое главное в службе и в вечерней, и в утренней, и в Божественной литургии — это Евангельское чтение. На всенощной у нас читается евангелие Богородичное от Луки 24, и в самый день Евангелие уже рассказывает о событии Благовещения. Я одиннадцать лет служил диаконом в Николо-Хамовническом храме, и для меня было такой радостью читать за Божественной литургией Евангелие — слова о Господе Иисусе Христе, и слова самого Господа Иисуса Христа. Это была вершина диаконского служения. Да, у престола это тоже важно, очень важно, но словесное служение… Это Евангельское чтение было для меня радостью, моей минимальной проповедью, когда душа моя горела, хотела сказать, — а сказать было нельзя. И вот я воспринимал Евангелие внимательно, и переживал всей душой 11 лет во время чтения этого Евангелия. Однажды мне пришла в голову мысль — как странно читается Евангелие на Благовещение, не совсем понятно. А как читается? Вечером под Благовещение выходит диакон, открывает Евангелие перед предстоятелем, будь то архиерей или священник, и предстоятель читает Евангелие Богородичное, которое начинается такими словами: «Во дни оны воставши Мариам, иде в Горняя со тщанием, во град Иудов…» и дальше рассказывается о том, как Пресвятая Богородица, Богоотроковица Мария, путешествовала к своей родственнице Елисавете, и что с ней произошло, какие события, и какие были слова интереснейшие сказаны. А в самый день Благовещения читается Евангелие, которое рассказывает о Благовещении, которое было до этого путешествия Пресвятой Богородицы в Горняя. Получается странная вещь — нет никакой последовательности, никакой причинно-следственной связи. Почему же читается наоборот — вечером то, что было после Благовещения, а уж потом — в самый день Благовещения, то есть то, что было еще до того? И даже я представлял себе не раз некий протест прихожан или молодых батюшек. Что же такое странное богослужение у нас получается? Надо обязательно поменять наоборот, чтобы была последовательность — сначала то, что было до, а потом — после. И вот такие рассуждения, они очень часты у молодых людей, вчерашних студентов, молодых батюшек. Надо десять лет и больше послужить в храме, внимательно обратить внимание на кажущиеся несоответствия, непоследовательности. Там, где парадоксальность, там, где необычно — это и есть зерно для размышления. А почему так? Что же, древние были хуже нас, были недоразвиты? А ведь там были преподобные отцы, святители Боговдохновенные, образованнейшие люди, у них хватало образования для того, чтобы понять — что было до, а что после. Здесь как раз кроется урок, чтобы мы не относились линейно, по-европейски к таким вещам, а смотрели глубже внутрь, по-восточному. Ибо восточное Православие — это колоссальная глубина, и надо искать ответы не в западноевропейской причинно-следственной связи, а глубже. Как это, почему так задумано? И для этого, конечно, надо обратиться к содержанию Евангелия.

Всё-таки еще несколько слов о Назарете. Мы, когда путешествовали в Иерусалим в 1997 году, то прямо с самолета нас посадили на автобус, везли очень долго куда-то, не покормили, не дали отдохнуть. И мы настолько утомились, настолько были голодные, что просто страшно. А по программе надо было сначала приехать в Иерусалим, а оттуда поехать по городам, а у нас что-то не получалось, не было гостиницы, и к великому счастью нас привезли в Назарет, подвели к храму и велели побыть там. Мы голодные, сердитые зашли в храм, прошли куда-то не туда, встали и стоим. И перед нами монашка дремала, нас пропустили туда, куда никого не пускают. Мы подошли, и напротив престола, через загородку встали. Я смотрю, на престоле надпись такая: «Hic Verbum Caro factum est» (хик Вэрбум Каро фактум эст) – дух захватило сразу, это же из пасхального Евангелия! По-гречески: καὶ ὁ λόγος σὰρξ ἐγένετο — кэ о Логос Саркс эгенето (Ин 1, 14). Но вставлено единственное маленькое слово: «ЗДЕСЬ Слово Плотью стало». Не латинская надпись меня вдохновила, не замечательные звучные слова, не это. Мы были усталые, замученные, мы просто хотели есть, и больше ничего. И вдруг мы встали вот на этом месте, и такая пришла волна благодати, радости, такая Богородичная, приветствующая всех, ласковая сила для всех нас. Мы всё забыли, что голодные, забыли про всё, до слез. Стоим на месте Благовещения — и переполнились благодатью этого места, которое одно из самых сильных мест на земле, где именно Здесь Слово Плотью стало.

И дальше нам так повезло, мы путешествовали во всяких маленьких городах — взошли на Фаворскую гору. То есть мы хронологически близки были к повторению тому, как Господь восходил в Иерусалим, и как Богородица своими ножками шла в Горняя, там мы везде прошли еще до Иерусалима, так что нам очень повезло.

И теперь, конечно, пора приступить к тому, что говорится в Евангелии. Открываем Евангельское повествование и читаем: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет». А что такое шестой месяц? Это что, от основания Рима? Или это от Олимпийских игр? Какая историческая привязка к этому событию? И вот это поразительно. Никакого пафоса, никакого ложного величия и какой-то исторической звонкости. В месяц шестой. Какой? Месяц шестой Елисаветы. Той самой бездетной, страдающей всю жизнь от бездетности — матери Иоанна Предтечи, которая зачала в старости своей. И Захария молчал, язык его стал молчать, потому что не поверил этим словам. Про Елисавету говорится: «Таилась месяцев пять». Почему таилась? Ну, она же в старости. Это великая радость, она не хотела об этом преждевременно кому-либо говорить. Это же радость какая: она родит младенца! И таилась пять месяцев она в этой молчаливой радости у себя в Горняя, где она жила. Горняя — это такое место на возвышенности, там сейчас находится монастырь. Это недалеко от Иерусалима, но в другую сторону, чем Назарет. И вот, в месяц же шестой ношения младенца Елисаветы, вот откуда отсчет — от удивительного чуда Божия, которое произошло с Елисаветой. В месяц шестый послан был Ангел Гавриил от Бога, и вошел он там, где Богородица жила, и сказал ей «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Эти ангельские слова мы все повторяем, когда поем «Богородице Дево, радуйся», и когда мы акафисты читаем «Радуйся, Невесто Неневестная» — это Ангельские слова, впервые сказанные в этот момент. «Благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Как же не смутиться? Ангел явился! Ангел грозный, хотя он и Гавриил. Любой маленький ангел если явится, — может душа из тела выйти. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» Это то сказал Ангел — то, о чем думали все люди до Рождества Христова, о чем скорбели, о чем молились и плакали, о чем душа была в ужасающей тягости и отчаянии. И вдруг эти слова сказаны Богоотроковице Марии.

Пресвятая Богородице, прости меня, хочу все-таки об этом сказать. Мы не имеем права даже размышлять о таких вещах простых, когда мы говорим о Пресвятой Богородице, но мы дерзнем об этом вспомнить и напомнить. Ведь ей было почти 14 лет всего. На востоке очень быстро подрастают девочки, и они уже в этом возрасте почти совершеннолетние. Представьте себе, какая же Богоотроковица, как у Нее ум мог воспринять такое великое, необычное слово?! Откуда у Нее такое понимание? Да, у Нее было желание послужить хотя бы чем-то Той, которая родит Мессию, и вдруг ей говорят… И мы смотрим, как она реагирует на эти слова. Ведь как у нас принято часто, — взять и сказать: «Я не достойна, кто я такая?» Это ложное, чрезмерное от гордости показное смирение. Благословляется — и всё. «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» Вопрос очень важный, очень серьезный. «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Молчит и размышляет Богоотроковица. Стоит и размышляет умом своим. И Ангел ей помогает, он говорит дальше: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария сказала… Вот это поразительно, Пресвятая Богородица, как ты смогла сказать простые, смиренные слова? — «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел. Какое удивительное событие, какое многозначительное, страшное, поразительное! Сказала просто «Я Раба Господня, пусть будет мне по слову твоему». Кто сумел такой ум и такую силу смирения вложить в Богоотроковицу Мариам, которая сказала: «Я раба Господня»? И произошло страшное событие — воплощение Сына Божия на земле.

И вот это Евангельское чтение читается в самый праздник Благовещения. А накануне читается обычное Евангелие, которое читается во все годы, во все Богородичные праздники. И настолько уже читается обычно, что мы даже потеряли понимание того, какое событие дальше.

Читаем следующее: «Во дни оны, воставши Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет». Так мы обычно читаем. А давайте посмотрим, что толкнуло идти с поспешностью отроковицу Мариам? Почему она пошла? И тут мы не можем говорить за кого-то и, тем более моделировать – что чувствовала Пресвятая Богородица. Она, размышляя и сознавая это событие, не могла дома усидеть, она хотела с кем-то пообщаться. Она не хотела никому об этом рассказывать, Она просто хотела побыть с кем-то из близких. Она спросила разрешения у Иосифа, нашла попутчиков, которые могли с ней иди. Там одному никак нельзя было ходить, могли быть разбойники, надо было обязательно с кем-то соединяться, и человек 15–20 шли вместе. У них был такой переход — они идут пешком, потом заночуют где-то, потом снова идут в Иерусалим, может два дня, может три. Это же надо было пройти такое расстояние. Иосиф отпустил Марию, она пошла с теми, кто шел в Иерусалим из Назарета, но со тщанием — не задерживаясь. Почему пошла? Иосифу она ничего не сказала, и Елисавете не хотела говорить, но всё равно шла, она хотела посмотреть на свою родственницу, может молчаливо поделиться, порадоваться Елисавете, что это произошло. И когда она вошла в дом Захарии, приветсвовала Елисавету, и когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее. Только женщины имеют такую великую радость — ощущать растущего младенца в утробе своей. Что значит взыграл? Значит начал ручками, ножками шевелить. Этот младенец — Иоанн Предтеча — стал выражать радость. Почему он начал это делать? От того, что совершилось нечто необычное. «И испо́лнися Ду́ха Свя́та Елисаве́т» Какие сильные слова. И сказала Елисавет впервые слова, когда она ничего не знала, ей и в голову не приходило, и вдруг она сказала: «Благослове́нна Ты в жена́х, и благослове́н Плод чре́ва Твоего́». Откуда узнала Елисавета прямо с порога, когда только вошла Мария? И младенец взыграл, и она назвала Пречистую Богоотроковицу: «Благословенна ты между женами», и сказала: «И отку́ду мне се, да прии́де Ма́ти Го́спода моего́ ко мне́?» МАТИ ГОСПОДА - Это впервые произнесённое пророческое свидетельство, которое говорит Елисавета по вдохновению Духа Святого. «Пришла Ма́ти Го́спода моего́ ко мне́». Она еще не стала матерью, но уже это вневременнОе вошло во время. Она еще только-только неизреченно зачала, а уже названа впервые громко, вслух «Ма́ти Го́спода моего́ ко мне́» — это говорит стареющая беременная женщина маленькой отроковице. Это надо понять, как она смогла! «Се́ бо я́ко бысть глас целова́ния Твоего́ во у́шию мое́ю, взыгра́ся младе́нец ра́дощами во́ чреве мое́м». И дальше удивительно по-женски, по-родственному говорит она: «И блаже́на Ве́ровавшая, я́ко бу́дет соверше́ние глаго́ланным Ей о́т Господа». О чем здесь идет речь? Блаженна, то есть счастлива ты, которая поверила, что тебе совершится сказанное от Господа, потому что Захария-то не поверил, языка лишился. И Елисавета как раз делится с отроковицей Марией такими словами — хорошо, что ты поверила.

И рече Мариам… И вот здесь идет удивительная, Боговдохновенная песнь Пресвятой Богородицы: «Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о́ Бозе Спа́се Мое́м». Это Ее слова благодарности, слова торжества. «Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се́ бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди». Откуда она знает? А вот она говорит: «Я́ко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́. И милость Его в роды родов к боящимся Его». И вся девятая песнь всех канонов посвящена вот этой удивительной песни самой Пресвятой Богородицы. И эти слова приведены евангелистом Лукой, и заканчивается повествование словами: «Пребы́сть же Мариа́м с нею́, я́ко три ме́сяцы, и возврати́ся в дом Свой». Почему три месяца? Потому, что ей так хотелось, и потому, что пришло время родиться Иоанну Предтече, и есть правило не присутствовать при рождении той, кто сама беременная. И Пресвятая Дева Мария пошла в свой дом. И до сего дня из Назарета икону Пресвятой Богородицы везут в Горний монастырь, в воспоминание того, как Пресвятая Богородица пришла к Елисавете, и через три месяца икону возвращают в Назарет. И показывают в Горнем родник, в котором очень хорошая вода течет. И говорят, что Богородица Мария носила эту воду Елисавете.

Так вот, это Богородичное Евангелие о том, как Пресвятая Дева Мария не могла остаться дома и пошла к Елисавете, читается каждый раз, на каждый Богородичный праздник. Это первое исповедание великого служения Пресвятой Богородицы. И Духом Святым проповедание всему миру. И как Дева Мария смогла сказать такое простое, смиренное слово: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», поэтому здесь никакая хронология не нужна. Да, событие Благовещения читается на литургии, а накануне то, что было после. То, что было после, может почитаться всегда всеми — это торжество удивительного женственного радостнейшего события. Два младенца — Иоанн Креститель и Сам Господь, ставший Плотию, встретились, и Иоанн трепещет и восхваляет Того, Которого крестит потом на Иордане. И это событие, эта радость и является сутью праздника Благовещения – совершение Необъяснимого — Воплощение на земле Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Поём, празднуем, ликуем, и даже рыбу едим в честь того, что такое произошло. И душа трепещет, когда читаешь и слышишь эти Евангельские повествования.

Приветствую всех любящих пришествие Его, всех христиан с событием этим дивным — Благовещением. Да сохранит нас Пресвятая Богородица Своим небесным заступлением, Своим покровом. И особенно тех, кто понимает, любит, чтит даже маленькие детали, удивительные моменты истории нашего спасения. Мы должны присутствовать, вместе с Елисаветой воспевать и радоваться, как Господь сотворил дело нашего спасения. И как Господь до наших дней не отнимает благодать Свою, что даже просто встанешь на земле Назарета — и переполнишься радостью Пречистой Девы Марии, Которая все-всем нам сделала то, что никто никогда не смог сделать — стала Матерью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Протоиерей Сергий Правдолюбов
Расшифровка звукозаписи — Анастасия Тростникова


В разделе Библиотеки "Аудиозаписи" размещены звуковые файлы двух проповедей о. Сергия на Благовещение 2013 года — на Всенощном бдении и на Литургии:

http://www.kadilo.info/audiozapisi.html