Храм Живоночальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Молитвослов

Молитвы на сон грядущим

Молитвы на сон грядущим

^ Молитвы на сон грядущим

Во имя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Духа. Ами́нь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Матери, преподо́бных и богоно́сных оте́ц наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный…*

Трисвятое по Отче наш.*

*Объяснение начальных молитв см. в «МОЛИТВАХ УТРЕННИХ»

 

^ Тропари

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; вся́каго бо ответа недоуме́юще, сию Ти молитву я́ко Влады́це грешнии приносим: помилуй нас.

Слава:

Господи, помилуй нас, на Тя бо упова́хом; не прогневайся на ны зело́, ниже́ помяни беззаконий наших, но при́зри и ныне я́ко благоутро́бен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси́ Бог наш, и мы лю́дие Твои, вси дела́ руку́ Твое́ю, и имя Твое́ призываем.

И ныне:

Милосердия двери отве́рзи нам, Благословенная Богородице, наде́ющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси́ спасение рода христианского.

Всякаго бо ответа недоуме́юще — не находя себе никакого оправдания (недоуме́ти — не знать, что предпринять, быть неискусным), не находя никакого ответа.

На Тя бо упова́хом — потому что мы на Тебя положились (упова́хом — форма 1-го лица множ. числа прошедшего времени — аориста — глагола упова́ти). Зело́ — сильно. Ниже́ — и не. Я́ко благоутро́бен — так как Ты милосерден. Ны — нас. Вси дела руку́ Твое́ю — все мы — творения рук Твоих (вслед за греческим оригиналом в славянском переводе пропущен глагол-связка, в полной форме звучало бы: вси есмы́ дела́ руку́ Твое́ю; руку́ Твое́ю — форма родит. падежа двойств. числа). Выражение взято из Библии: Мы… дела́ руку́ Твое́ю вси (Ис.64, 8).

Тобою в знач.: через Тебя.

Эти тропари — творение преподобного Иоанна Дамаскина.

Господи, помилуй. (12 раз)

 

^ Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Боже вечный и Царю́ вся́каго создания, сподобивый мя даже в час сей доспе́ти, прости ми грехи, я́же сотвори́х в сей день делом, словом и помышлением; и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи́ сей сон прейти в мире, да воста́в от смиреннаго ми ложа, благоугожду́ пресвятому имени Твоему во вся дни живота́ моего, и поперу́ борю́щия мя враги плотски́я и безплотныя. И изба́ви мя, Господи, от помышлений су́етных, оскверняющих мя, и по́хотей лукавых. Я́ко Твое́ есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Свята́го Духа, ныне и при́сно, и во веки веков. Ами́нь.

Даже в час сей доспе́ти — дожить до этого часа (доспе́ти — достигнуть). Ми —мне. Я́же сотворих которые я сотворил (соделал). Смиренную здесь: жалкую, негодную (берегите себя от страшной опасности лжесмирения и горделивого признания себя смиренным!). В нощи́ сей сон прейти — проспать эту ночь, «пройти поприще» сна этой ночи. От смиреннаго ми ложа (в некоторых молитвословах: от смиреннаго моего ложа) — от моего жалкого, скудного ложа (смире́нный часто означает: «низкий, низменный» даже и просто в физическом смысле; употребление формы дательного падежа личного местоимения ми, вместо родительного падежа притяжательного местоимения моего, здесь подобно современному «он мне брат» вместо «он мой брат»). Поперу́ — одолею. По́хотей лукавых — злых желаний.

+ И изба́ви мя, Господи, от помышлений су́етных, оскверняющих мя, и по́хотей лукавых. С этими словами молитвы своеобразно перекликаются другие слова из поучения преподобного Макария о молитве: «Истинное основание молитвы таково: быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно всё усилие свое обращать на помыслы и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслью к Богу и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе или тростнику на реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев, посему намеревающиеся проходить сим местом должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собой ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою, почему потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою».

 

^ Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу

Вседержи́телю, Слово О́тчее, Сам соверше́н сый, Иисусе Христе́, мно́гаго ради милосердия Твоего никогда́же отлучайся мене́, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Па́стырю Твоих овец, не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и желанию сатанину́ не остави мене́, я́ко семя тли во мне есть. Ты у́бо, Господи Боже покланя́емый, Царю́ Святы́й, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси́ Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое́ на ло́жи мое́м; просвети ум мой светом разума свята́го Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе́ Твоего, тело мое́ Твоею страстию безстра́стною; мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое́ славословие. Я́ко препросла́влен еси́ со Безнача́льным Твоим Отце́м и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Сам совершен сый — будучи Сам совершен (сый — причастие от глагола быти: являющийся, сущий). Крамоле́ — коварству. Желанию сатанину́ — воле сатаны (на волю сатаны). Семя тли — семя погибели. Немерцающим — немеркнущим. Даждь — дай. Светом разумаздесь: светом разумения. Твоею страстию безстрастною — Твоим страданием, чуждым страсти. Время подобно — подобающее время.


^ Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу

Го́споди, Царю́ Небесный, Уте́шителю, Ду́ше истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, ели́ка Ти согреших днесь я́ко человек, па́че же и не я́ко человек, но горе́е скота, во́льныя моя грехи и нево́льныя, ве́домыя и неве́домыя; я́же от юности и от науки злы, и я́же суть от на́гльства и уныния. а́ще именем Твоим кля́хся, или́ поху́лих е в помышлении мое́м; или́ кого укори́х; или́ оклевета́х кого гневом моим, или́ опеча́лих, или́ о че́м прогне́вахся; или́ солга́х, или́ безго́дно спах, или́ нищ прии́де ко мне, и презре́х его; или́ брата моего опеча́лих, или́ сва́дих, или́ кого осуди́х; или́ развелича́хся, или́ разгорде́хся, или́ разгне́вахся; или́ стоя́щу ми на молитве, ум мой о лука́вствии мира сего́ подви́жеся, или́ развраще́ние помы́слих; или́ объядо́хся, или́ опи́хся, или́ без ума смея́хся; или́ лукавое помы́слих, или́ добро́ту чужду́ю видев, и то́ю уя́звлен бых сердцем, или́ неподобная глаго́лах, или́ греху брата моего посмея́хся, моя же суть безчисленная согрешения; или́ о молитве не ради́х, или́ и́но что соде́ях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих соде́ях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, уны́лаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости́ мя, я́ко Благ и Человеколюбец; да с миром лягу, усну и почи́ю, блудный, грешный и окаянный аз; и поклоню́ся, и воспою, и прославлю пречестно́е имя Твое, со Отце́м и Единородным Его Сыном, ныне и присно, и во веки. Аминь.

Вся, ели́ка Ти согреши́х — всё, в чем я согрешил перед Тобой (вся, ели́ка — всё, сколько; согреши́х — я согрешил). Днесь — сегодня. Па́че же — и более того. Горе́е — хуже, горше. Я́же — которые. От юности — с юности, с юных лет (но можно понимать это выражение и как «по молодости»). От науки злы — от злого научения. От нагльства — от бесстыдства, дерзости. а́ще — если. Кляхся — я клялся. Поху́лих е — похулил его (далее в молитве следует еще ряд глаголов в форме 1-го лица прошедшего времени — аориста; укори́х — я укорил; оклевета́х — я оклеветал; опеча́лих — я опечалил, и т.д.). Безго́дно — не вовремя. Сва́дих — возбуждал ссоры, ссорил кого-либо. Стоя́щу ми на молитве — когда я стоял на молитве. О лукавствии мира сего́ подви́жеся — устремился к мирскому, к лжи мира сего. Лука́вое злое, дурное. Добро́ту чужду́ю видев — видя чужую красоту (или же добрые свойства вообще: добро́та означает и красоту внешнюю, и вообще совершенство). То́ю уя́звлен бых сердцем — ею был уязвлен в сердце. Неподо́бная глаго́лах — говорил не подобающее, непристойное. Моя же суть безчисленная согрешения — тогда как мои согрешения бесчисленны. Та бо вся и больша сих соде́ях — потому что я сделал всё это и больше того. Почи́ю — отдохну.

+ В начале молитвы и в конце ее упоминается среди причин многочисленных грехов уныние: …Прости вся, ели́ка Ти согреши́х… от уныния… Помилуй мя, Творче мой Владыко, уны́лаго и недостойнаго раба Твоего… Уныние принадлежит к числу восьми главных страстей, и борьба с этой страстью неизбежна для всякого христианина.

«Ставшему на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом каким-либо благовидным предлогом».

Преподобный Иоанн Лиственничик

«Душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами… Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает. Ум празднолюбца ни о чем другом не помышляет, как о пище и чреве, пока, встретив где-либо содружество в каком-либо мужчине или женщине, цепенеющих в такой же холодности, ввяжется в их дела и нужды… Противодейство ему главное будет: не уступай, сиди за делом».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно — и дух уныния бежит от тебя».

Преподобный Нил Синайский

В этой покаянной молитве приводится целый список грехов, которыми мы грешим ежедневно; чтобы это ежедневное покаяние было искренним, следует вникнуть в суть исповедуемых здесь грехов, в их связь и различие. О некоторых из них стоит сказать особо.

…Аще именем Твоим кляхся… Вот слова Самого Господа Иисуса Христа: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф.5:33-37). Несомненно, слова вечернего исповедания грехов говорят не только о непосредственной клятве, но и о всяком нарушении 3-й заповеди Закона Божия — о божбе и поминании имени Божия всуе (заметьте, что к нарушению этой же заповеди относит катихизис и невнимательность в молитве — как произнесение имени Божия с нарушением благоговения и лживое).

Или́ поху́лих е в помышлении мое́м Этими словами исповедаются хульные помыслы — отвратительные, грязные мысли и представления, возникающие прежде всего во время молитвы и за богослужением.

«Кого дух хулы беспокоит и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес… Посему и мы, презирая его и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: Отойди от Меня, сатана: Господу Богу Моему поклонюся и Ему одному послужу (ср.: Мф.4:10); слова твои да обратятся на главу твою!»

Преподобный Иоанн Лествичник,

Преподобный Иоанн указывает и таинственную внутреннюю причину хульных помыслов: это — гордость. «Кто одержал победу над сею страстью, тот отринул гордость». «Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов: ибо причина и корень второго есть первое». К этим же, внутренне связанным с хулой, грехам против ближнего обращает наше внимание и молитва-исповедь:

…Или кого укорих; или́ оклевета́х кого гневом моим, или́ опеча́лих… Здесь говорится о прямом укоре (укори́х), о запальчивом несправедливом осуждении (оклевета́х кого гневом моим); наконец даже «справедливый» и не высказанный впрямую гнев так или иначе огорчает наших ближних (опеча́лих). Покаянная молитва обращает нас к корню этих грехов против ближнего: …или́ о че́м прогне́вахся… Гнев принадлежит к числу восьми главнейших страстей.

«Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость».

Преподобный Иоанн Лествичник

«Не полезно гневаться, как без причины, так и по основательной причине; ибо справедливо воспрещено сие Господом (см.: Мф.5:22)».

Преподобный Нил Синайский

Гнев допустим лишь на бесов и на себя: «Гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на диавола, чтобы не согрешить против Бога».

Преподобный Исихий Иерусалимский

…Или брата моего опечалих… Казалось бы, об этом грехе только что говорилось; но выше шла речь о печали, вызванной проявлениями гнева, а опечалить брата моего может и невнимание, и неразумие, и просто моя общая греховность.

…Или сва́дих… Сва́дити — ссорить, возбуждать раздор.

…Или кого осуди́х Напомним слова апостола: Кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:11-12).

…Или развелича́хся, или́ разгордехся, или́ разгневахся… Но выше уже говорилось: или́ о чем прогневахся; повтор ли это? Пожалуй, приставка раз — указывает на другое качество, другой уровень исповедуемой страсти: достаточно сильную охваченность гневом (прогневахся может относиться и к мимолетному чувству).

…Или добро́ту чужду́ю видев, и тою уя́звлен бых сердцем — то есть был ранен в самое сердце, получил болезненную сердечную рану (язву). Многозначность слова добро́та позволяет отнести эту фразу как к соблазну чьей-либо внешней красотой (сластолюбивым помыслам, жгучим и болезненным), так и к зависти, всегда мучительной.

…Или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения… Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф.7:3-5).

Создатель этой молитвы — преподобный Ефрем Сирин.

 

^ Молитва 4-я, святого Макария Великого

Что Ти принесу, или́ что Ти воздам, великодарови́тый Безсме́ртный Царю́, щедре и человеколю́бче Господи, я́ко леня́щася мене́ на Твое́ угождение, и ничто́же благо сотво́рша, приве́л еси́ на конец мимоше́дшаго дне сего́, обращение и спасение души моей стро́я? Милостив ми буди, грешному и обнаже́нному вся́каго де́ла бла́га, возста́ви падшую мою душу, оскверни́вшуюся в безмерных согреше́ниих, и отыми́ от мене́ весь по́мысл лука́вый ви́димаго сего́ жития. Прости моя́ согрешения, еди́не Безгре́шне, е́же Ти согреши́х в сей день, ве́дением и неве́дением, сло́вом, и де́лом, и помышле́нием, и всеми моими чу́вствы. Ты Сам, покрывая, сохрани мя от вся́каго сопроти́внаго обстоя́ния Боже́ственною Твоею вла́стию, и неизрече́нным человеколю́бием, и си́лою. Очи́сти, Боже, очисти множество грехов моих. Благоволи́, Господи, изба́вити мя от се́ти лука́ваго, и спаси страстную мою душу, и осени мя светом лица́ Твоего, егда́ прии́деши во славе, и неосужде́нна ныне сном усну́ти сотвори, и без мечтания, и несмуще́н помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину́ де́тель отжени́ от мене́, и просвети ми разумныя очи серде́чныя, да не усну в смерть. И посли́ ми Ангела мирна, хранителя и наставника души́ и телу моему, да избавит мя от враг моих; да воста́в со одра́ моего, принесу Ти благода́рственныя мольбы. Ей, Господи, услыши мя гре́шнаго и убо́гаго раба Твоего, изволе́нием и со́вестию; да́руй ми воста́вшу словесе́м Твоим поучи́тися, и уныние бесовское дале́че от мене́ отгна́но быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое́ святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Юже дал еси́ нам грешным заступление, и приими́ Сию молящуюся за ны; вем бо, я́ко подража́ет Твое́ человеколюбие, и моля́щися не престае́т. Тоя́ заступле́нием, и Честна́го Креста зна́мением, и всех святых Твоих ра́ди, убогую душу мою соблюди, Иисусе Христе Боже наш, я́ко Свят еси́ и препрославлен во веки. Аминь.

Ти — Тебе. Великодарови́тый — ниспосылающий великие дары, щедрый. Я́ко леня́щася мене́ на Твое́ угождение — что меня, ленящегося служить Тебе. И ничто́же бла́го сотворша — и не сделавшего ничего хорошего. Приве́л еси́ на конец — Ты привел к концу. Мимоше́дшаго — прошедшего. Стро́я здесь: устраивая. Обнаже́нному вся́каго де́ла бла́га — лишенному каких-либо добрых дел. По́мысл лука́вый — обманчивую, ложную мысль. Еже Ти согреши́х — которыми я согрешил пред Тобою (е́же — которые, согреши́х — я согрешил: форма 1-го лица ед. ч. прошедшего времени — ао́риста). От вся́каго сопроти́внаго обстоя́ния — от вся́каго натиска зла. Лукавагоздесь: диавола. Стра́стную — исполненную страстей, подверженную страстям. Егда́ — когда. Мечта́ниездесь: сновидение. Де́тель — дело, деятельность. Отжени́ — отгони. Разу́мныя о́чи серде́чныя — мысленные очи сердца. Да не усну в смерть — да не усну смертным сном. Ей — да, воистину. Изволе́нием и со́вестию —в изъявлении моей воли и в совести моей (изволе́ние — произволение, свободная воля). Ми воста́вшу — мне, когда я встану. Словесе́м Твоим поучи́тися — поучаться закону Твоему (то же выражение в утренней молитве ко Пресвятой Троице). Юже дал еси́ — Которую Ты дал. Вем бо — ибо я знаю. Я́ко — что. Подража́ет Твое́ человеколюбие —взывает к Твоему человеколюбию (подража́ет — подталкивает). Моля́щися не престае́т — не прекращает молитв (о нас). Тоя́ — Ее.

+ Обращение и спасение души моей стро́я. Слово обраще́ние здесь соответствует греческому ἐπιστροφής (эпистрофэ́с) — поворот; можно даже перевести это как «переворот» — решительный поворот от неправды к правде, от греха к Богу. Греческое слово μετάνοια (мета́нойя), переводимое на церковнославянский язык как «покаяние», буквально означает «перемена ума».

Обнаже́нному вся́каго де́ла бла́га. Образ благодати, а также добрых дел, как одежды, одевающей человека, неоднократен в Новом Завете и очень част в богослужебной поэзии и аскетической литературе. Ср. слова Бога Вседержителя в Апокалипсисе: Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его — Откр.16:15). Ср. также притчу о брачном пире Владыки и человеке не в брачной одежде: Мф. 22:11–14.

Отыми́ от мене́ весь по́мысл лука́вый ви́димаго сего́ жития. Речь идет о самом образе мыслей (весь по́мысл!), отдающем предпочтение видимому, земному, преходящему перед невидимым, духовным, вечным. По́мысл этот потому и лукав, что невидимое — более действенно, важно, реально.

Без мечтания. В контексте данной молитвы подразумевается прежде всего отсутствие сновидений (греч. φάσμα — видение, призрак, сновидение). Христианское устроение души характеризуется трезвенностью, твердым и мирным реализмом. Снам предпочтительно не верить, а лучше их не видеть вовсе. Всякая мечтательность — воображение не только низкого и недостойного, но и возвышенного и святого, — отвергается и осуждается, поскольку всегда уклоняет от истины и уводит от жизни, подменяет реальность вымыслом.

Благоволи́, Господи, изба́вити мя от се́ти лука́ваго… и всю сатанину́ де́тель отжени́ от мене́. Эти слова молитвы преподобного Макария Великого дополним словами из его поучения: «Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в борьбе, и ничто из них не знает тому причины… Прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие побуждаемые чуждой некоей силой, напротив того, думают, что это естественно и что делают сие по собственному рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается всё это».

 

^ Молитва 5-я

Господи Боже наш, е́же согреши́х во дни сем словом, делом и помышлением, я́ко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмяте́жен да́руй ми. Ангела Твоего хранителя посли́, покрыва́юща и соблюда́юща мя от вся́каго зла; я́ко Ты еси́ хранитель душа́м и телесе́м нашим, и Тебе славу возсыла́ем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Еже согреши́х в чем я согрешил. Я́ко — как. Ми — мне. Я́ко Ты еси́ — потому что Ты.

 

^ Молитва 6-я

Го́споди Боже наш, в Него́же ве́ровахом, и Его́же имя па́че вся́каго и́мене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, осла́бу души́ и телу, и соблюди́ нас от вся́каго мечта́ния, и те́мныя сласти кроме́; уста́ви стремление страстей, угаси́ разжже́ния воста́ния теле́снаго. Даждь нам целому́дренне пожи́ти де́лы и словесы́, да доброде́тельное жи́тельство восприе́млюще, обетова́нных не отпаде́м благи́х Твоих, я́ко благословен еси́ во веки. Аминь.

Па́че — более. Осла́бу — облегчение. Те́мныя сла́сти кроме́ — незатронутыми нечистой похотью (сласть — чувственное наслаждение, похоть; кроме́ — вне). Уста́ви — уйми, прекрати. Восприе́млюще — приняв, получив обратно (слово указывает на возвращение к неоскверненному образу жизни). Обетова́нных — обещанных. Благи́х — благ.

+ Эта вечерняя молитва вся устремлена к целомудрию, на борьбу против похоти — те́мныя сла́сти. Такие выражения, как: стремле́ние страсте́й, угаси́ разжже́ния воста́ния теле́снаго, пожалуй, не стоит переводить на современный русский язык: на церковнославянском они понятнее, потому что указывают на целое мировоззрение, запечатленное в них. Современные христиане живут в мире, буквально охваченном блудным безумием, поэтому даже для состоящего в браке мирянина, стремящегося жить с Богом, борьба за то, чтобы целому́дренне пожи́ти де́лы и словесы́, по-своему не менее напряжённа, чем для монаха. Молитва — незаменимое оружие в этой борьбе.

 

^ Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста
(24 молитвы, по числу часов дня и ночи)

1 Господи, не лиши́ мене́ небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. 3 Господи, умом ли или́ помышле́нием, словом или́ делом согреши́х, прости мя. 4 Господи, избави мя вся́каго неве́дения и забвения, и малодушия, и окамене́ннаго нечувствия. 5 Господи, избави мя от вся́каго искушения. 6 Господи, просвети мое́ сердце, еже помрачи́ лукавое похоте́ние. 7 Господи, аз я́ко человек согреши́х, Ты же я́ко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея́. 8 Господи, посли́ благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое́ святое. 9 Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в кни́зе живо́тней и да́руй ми конец благи́й. 10 Господи Боже мой, а́ще и ничто́же благо сотвори́х пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. 11 Господи, окропи в сердце мое́м ро́су благодати Твоея́. 12 Господи небесе́ и земли, помяни́ мя, гре́шнаго раба Твоего, сту́днаго и нечиста́го, во Царствии Твое́м. Аминь.

Согреши́х — я согрешил (прошедшее время — ао́рист). Еже помрачи́ — которое помрачило (помрачи́ — также аорист, но форма 3-го лица). В кни́зе живо́тней — в книге жизни. А́ще и ничто́же благо сотвори́х — хотя я и ничего доброго не сделал. Сту́днаго — гнусного, постыдного (студ стыд).

Господи, в покаянии приими́ мя. Господи, не остави мене́. Господи, не введи́ мене́ в напа́сть. Господи, даждь ми мысль бла́гу. Господи, даждь ми сле́зы, и память смертную, и умиление. Господи, даждь ми по́мысл испове́дания грехов моих. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. 8 Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. 9 Господи, всели в мя корень благи́х, страх Твой в сердце мое́. 10 Господи, сподо́би мя люби́ти Тя от всея души́ моея и помышления, и твори́ти во все́м волю Твою. 11 Господи, покры́й мя от человек некоторых, и бесо́в, и страсте́й, и от всякия ины́я неподо́бныя вещи. 12 Господи, ве́си, я́ко твори́ши, я́коже Ты во́лиши, да будет воля Твоя и во мне гре́шнем, я́ко благословен еси́ во веки. Аминь.

Корень благи́х — корень (то есть основу) всего доброго, всякого блага. Ве́си — Ты знаешь (Тебе ведомо). Я́ко твори́ши, я́коже Ты волиши — что Ты творишь то, что Ты хочешь.

+ Великий учитель молитвы, святитель Феофан Затворник, придавал огромное значение этим молитвам и рекомендовал их многим своим духовным детям как основу молитвенного правила, как школу непрестанного богомыслия. Вот отрывки из его писем:

«Как читать молитовки святого Златоуста (24 в вечерних молитвах на сон)? Читайте их перед молитвословием, чтобы собралось внимание воедино… Но и во всякое время мысленно повторяйте. Это лучший способ приучить себя к памятованию о Боге, а памятование сие есть основа духовной жизни. Поклоны поясные класть, а иногда и земные». — «Молитовки святого Златоуста можете употреблять вместо своего домашнего правила и утром. Заучите их и обдумайте всякую… В них вся жизнь духовная поминается… Сколько раз каждую поминать — это определите так, чтобы стоять на молитве столько же, сколько обычно простаиваете на правиле. К ним можете приложить и свои молитовки — выбрать из псалмов: какой стишок по сердцу, тот и запишите… Употребляя на правиле сии молитовки со вниманием, скоро навыкните стоять на молитве нерассеянно. Молитву Иисусову вставляйте в среду их. Например, десять раз проговорив: «Господи, не лиши мене́ небесных Твоих благ», — прилагайте: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». — «Назначение кратких молитовок — способствовать собранию мыслей и трезвению. Сила не в словах, а в чувстве к Богу. Оно скоро образуется у трудящихся над молитвою. Вот это и есть умная молитва. Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его… Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов».

 

^ Молитва 8-я,
ко Господу нашему Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Честне́йшия Ма́тери Твоея́, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаго́ливых же апостол, светлых и добропобе́дных му́ченик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоя́щаго обстоя́ния бесо́вскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотя́й смерти грешнаго, но я́коже обрати́тися и жи́ву бы́ти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми́ мя от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти мя и свести во ад жи́ва. Ей, Господи мой, Утешение мое́, Иже мене́ ради окаяннаго в тленную плоть оболки́йся, исто́ргни мя от окая́нства, и утешение пода́ждь души́ моей окая́нней. Всади́ в сердце мое́ твори́ти Твоя повеления, и оставити лука́вая дея́ния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, упова́х, спаси мя.

Богоглаго́ливых — говорящих (проповедающих) оБоге. Добропобе́дных — украшенных, прославленных победами. Настоя́щаго обстоя́ния бесо́вскаго — нынешнего окружения бесами, бесовской осады. Не хотяй — не хотящий. Но я́коже обрати́тися и жи́ву бы́ти ему — но чтобы он обратился и был жив. Зия́ющаго пожре́ти мя — разверзшего пасть, чтобы поглотить меня (зия́ти — разевать пасть). Иже…оболкийся — облекшийся. Исто́ргни мя от окая́нствавырви меня из погибели.

+ …Не хотя́й смерти грешнаго, но я́коже обрати́тися и жи́ву бы́ти ему… В молитве приводятся слова Господа из Книги пророка Иезекииля: Не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу бытии ему (Иез.33:11). Вот этот стих в русском переводе: Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?

 

^ Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице,
Петра Студийского

К Тебе Пречи́стей Божией Матери аз окая́нный припа́дая молюся: ве́си, Цари́це, я́ко безпреста́ни согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и мно́гажды а́ще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепе́ща: не ужели Господь поразит мя, и по часе́ па́ки та́яжде творю. Ве́дущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и блага́я творити да пода́си ми. Ве́си бо, Владычице моя Богородице, я́ко отню́д и́мам в ненависти злая моя дела́, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже́ Пречистая, отку́ду я́же неави́жду, та и люблю, а блага́я преступа́ю. Не попуща́й, Пречистая, во́ли моей соверша́тися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасе́т, и вразумит, и подаст благодать Свята́го Духа, да бых аз отсе́ле престал скверноде́йства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отце́м, и Пресвятым и Благи́м и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ве́си — Ты ведаешь, знаешь. И мно́гажды а́ще каюся, лож пред Богом обретаюся — и хотя многократно каюсь, оказываюсь неверен Богу (обманываю Бога). Па́ки та́яжде творю — снова делаю то же самое. Ве́дущи сия — зная это. Блага́я творити да пода́си ми — делать доброе да подашь мне. Я́ко отню́д и́мам в ненависти — что я совершенно ненавижу. Злая моя — злые мои. Не вем — не знаю. Откуду я́же ненави́жду, та и люблю — почему то, что я ненавижу, то самое и люблю. Блага́я преступа́ю — благим пренебрегаю. Да бых аз отсе́ле престал скверноде́йства — чтобы я отныне прекратил злые дела. Прочее — впредь. Пожи́л бых — пожил бы.

+ Эта молитва ко Пресвятой Богородице — вопль человека, познавшего, как мало может его воля к добру противодействовать греху. И покаяние, вполне искреннее, и любовь всею мыслию к закону Божию, и ненависть к злым делам сами по себе не способны спасти человека от рабства греху. Ве́си бо, Владычице моя Богородице, я́ко отню́д и́мам в ненависти злая моя дела́, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже́ Пречистая, отку́ду я́же неави́жду, та и люблю, а блага́я преступа́ю. Словам этой молитвы близки слова апостола Павла: …Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то , чего не хочу, то… уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо я знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. И так я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, принадлежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7:14–23). Преодолеть и победить закон греховный возможно только Божией помощью, силою Божией благодати, о которой мы и взываем в наших молитвах.

 

^ Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Блага́го Царя блага́я Ма́ти, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу, и Твоими молитвами настави мя на деяния блага́я; да прочее время живота моего без порока прейду́, и Тобою рай да обря́щу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Страстную — 1) подверженную страстям; 2) несчастную, страдающую; здесь совмещаются оба значения. На деяния блага́я — на добрые дела. Живота моего — жизни моей. Тобою —Твоей помощью, через Тебя. Обря́щу — обрету.

^ Молитва 11-я, ко святому Ангелу-Хранителю

Ангеле Христов, хранителю мой святы́й и покровителю души́ и тела моего, вся ми прости, ели́ка согреши́х во дне́шний день, и от вся́каго лука́вствия проти́внаго ми врага изба́ви мя, да ни в ко́емжк гресе́ прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, я́ко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвяты́я Троицы, и Матери Господа моего Иисуса Христа, и всех святых. Аминь.

Вся, ели́ка согреши́х — всё, в чем я согрешил (ели́ка — сколько). Дне́шний — нынешний. От вся́каго лука́вствия — от всей лжи, всех хитростей. Проти́внаго ми — противостоящего, противодействующего мне. Ни в ко́емже гресе́ — никаким грехом. Достойна мя покажеши — явишь меня достойным.

^ Конда́к Пресвятой Богородице

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои, Богородице, но я́ко иму́щая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи́, да зове́м Ти: радуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Взбра́нной Воево́де — непобедимой Воеводе (взбра́нный — непобедимый в бранях, сражениях). Победи́тельная — победное (победную песнь). Я́ко изба́вльшеся от злых — так как избавились (буквально: как избавившиеся) от зла (от бед). Благодарственная — благодарственное (благодарственную песнь). Воспису́ем Ти — воспеваем (буквально — пишем) Тебе. Я́ко иму́щая державу — (Ты), как имеющая силу. Неневе́стная — не вступившая в брак (буквальный перевод греческого слова).

+ Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся этим кондако́м, написан в VII веке в Константинополе. Это — первый (и прекраснейший) из акафистов, ставший образцом для всех последующих. Все 12 икосов акафиста заканчиваются многократными «перепевами» Архангельского приветствия Пресвятой Деве — «радуйся!», заключительное из которых — Радуйся, Невесто Неневестная! Мы величаем небесную чистоту Неискусобрачной Девы, неизреченно родившей Христа Бога нашего, и в Своей чистоте «Честнейшая Херувим» Невеста Неневестная предстает пред нами как величайшая воительница с силами зла — Взбранная Воевода, иму́щая державу непобедимую.

Взбранной Воеводе победительная… Эти слова почти все мы привыкли на слух воспринимать как единое целое, поэтому не чувствуем структуру фразы (достаточно простую): (кому?) Взбранной Воеводе (мы) воспису́ем (что?) победи́тельная благода́рственная, то есть победную благодарственную песнь, (почему?) я́ко изба́вльшеся от злых — так как избавились от бед.

Радуйся, Неве́сто Неневе́стная! Эти три слова, с буквальной точностью переведенные на церковнославянский язык и вошедшие в наше религиозное сознание, по-гречески воспринимаются несколько иначе, чем воспринимаем их мы.

Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε.

Радуйся и до Рождества Христова, и после него было на греческом языке обычным приветствием — тем же, что наше «здравствуй». Конечно, в приветствии Архангела Гавриила, донесенном до нас Евангелием, смысл приветствия, забываемый в обыденной жизни, обновился и засиял со всею силой; акафист Пресвятой Богородице (и всякий позднейший вдохновенно сочиненный акафист) весь пронизан этим «радуйся!» и искрится радостью величания, воскрешая дремлющее в обыденном языке значение греческого слова. Но в русском (и древнерусском) языке приветствовали друг друга не словом «радуйся», а словом «здравствуй» (в котором содержится пожелание здоровья). «Радуйся» остается для нас именно осознанным словом о радости, неповторимым приветствием для Пречистой Девы Марии и святых Божиих.

Невесто Неневестная — прямой, буквальный перевод двух греческих слов. Церковнословянскому невеста соответствует греческое слово νύμφη («нимфа»), которое означает не только девушку-невесту, но и новобрачную жену, и молодую женщину. Новый Завет (и греческий перевод Библии) придал этому слову огромную мистическую глубину: Невеста Агнца в Откровении Иоанна Богослова (Откр.19:7; 21, 22, 17) не только предназначена Ему, но и состоит с Ним в таинственном браке; это образ и Богоматери, и Церкви (в ней мы узнаем невесту Песни Песней и пророческих книг Писания). А греческое слово ἀνύμφευτε, переведенное славянским словом неневе́стная — это «отрицательная форма» от первого слова, означающая «не вступившая в брак»; это слово было вполне обычно для греческого языка. Для греческого, но не для славянского! Ведь в славянском невеста — это именно не-ведомая, непознанная (то есть как раз то, чему соответствует греческое неневестная) девушка, не вступившая в брак, хотя и предназначенная к нему; слово само несет в себе значение чистоты. Внутри славянского языка слово неневестная труднообъяснимо. Оно вносит новый оттенок смысла в выражение акафиста: Чистая Невеста, но — Неневестная, не обыкновенная, не сопоставимая ни с какой иной невестой.

Другие славянские эпитеты Богородицы, соответствующие слову Неневестная, Неискусобрачная, Неискусомужняя.

 

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси́ нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасе́т Тобою ду́ши наша.

Все́ упова́ние мое́ на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Богородице Дево, не пре́зри мене́ грешнаго, тре́бующа Твоея́ помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова́ душа моя, и помилуй мя.

Тобою Твоим заступничеством. Под кро́вом — под покровом. Тре́бующа Твоея́ помощи — нуждающегося в твоей помощи.

 

^ Молитва святого Иоанникия

Упование мое́ Отец, прибежище мое́ Сын, покров мой Дух Святы́й: Троице Святая, слава Тебе.

Создатель этой молитвы, святой Иоанникий Великий († 846 г., память 4 ноября), повторял ее после каждого стиха читаемых им на правиле псалмов, таким образом постоянно возводя ум к Пресвятой Троице.

^ Окончание молитв

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богородицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Матерь Бога нашего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне:

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц наших и всех святых, помилуй нас, Аминь.

Объяснение окончания молитв см. в Молитвах утренних.

+ Нет жесткого правила. как располагать в вечернем правиле молитвы до обычного окончания и следующие за ними. Для некоторых людей (или в некоторых обстоятельствах жизни) удобнее оказывается прочитать первую часть молитв на сон грядущим еще вечером, достаточно рано — возможно, до полного завершения всех дел, — а непосредственно перед сном, уже близ ложа своего, прочитать оставшиеся молитвы. Совместное чтение молитв на сон грядущим — например, в семье, — можно завершать именно на «Достойно есть…» и общем благословении, а молитвы начиная с молитвы святого Иоанна Дамаскина прочитывать каждому в своей комнате, у своего ложа.

*Такая практика существовала в Древней Руси. При Иване Грозном в XVI веке был обычай прибавлять еще несколько молитв, буквально отходя ко сну и к своему ложу (состав этих молитв не совпадал с нашими). (Дополнение протоиерея Сергия Правдолюбова).

^ Молитва святого Иоанна Дамаскина
(читай ее, указывая на твою постель)

Владыко Человеколю́бче, не уже́ли мне одр сей гроб будет, или́ еще́ окаянную мою душу просвети́ши дне́м? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю; Тебе, Господа Бога моего, всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся небесныя Силы, и свята́го Ангела хранителя моего. Вем у́бо, Господи, я́ко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь вся́каго осуждения и муки. Но, Господи, или́ хощу́, или́ не хощу́, спаси мя. А́ще бо праведника спасе́ши, ничто́же ве́лие, и а́ще чистаго поми́луеши, ничто́же ди́вно: досто́йни бо суть милости Твоея́. Но на мне грешнем удиви́ милость Твою; о сем яви человеколюбие Твое́, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаго́ланней благости и милосердию; и я́коже хо́щеши, устрой о мне вещь.

Се — вот. Ми — мне. Вем у́бо — итак, я знаю. Я́ко здесь: что. А́ще бо праведника спасе́ши — потому что если Ты спасешь праведника. Ничто́же ве́лие — в этом нет ничего великого (ве́лийвеликий). Ничто́же ди́вно — ничего удивительного. Досто́йни бо суть — потому что они достойны. Удиви́ — дивно яви. О се́м здесь: в этом, этим. Неизглаго́ланней — несказанной. Устрой о мне вещьустрой дело моего спасения (слово вещь в своей многозначности ближе всего к современному русскому слову «дело»).

Просвети́ очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда рече́т враг мой: укрепи́хся на него.

Слава:

Заступник души́ моея́ бу́ди, Боже, я́ко посреде́ хожду́ сете́й многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, я́ко Человеколюбец.

И ныне:

Преславную Божию Матерь, и святы́х Ангел Святейшую, немо́лчно воспои́м сердцем и усты́, Богородицу сию испове́дающе, я́ко воистину ро́ждшую нам Бога воплоще́нна, и молящуюся непрестанно о душа́х наших.

Укрепи́хся — я укрепился. Речь, безусловно, о враге невидимом — диаволе. Усты́ — устами. Богородицу сию испове́дающе — исповедуя (провозглашая), что Она воистину Богородица.

+ Просвети́ очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда рече́т враг мой: укрепи́хся на него. Это слова из псалма: Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него (Пс.12:4-5).

^ Знаменуй себя крестом
и говори молитву Честному Кресту:

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его, и да бежа́т от лица Его ненави́дящии Его. Я́ко исчезает дым, да исчезнут; я́ко тает воск от лица́ огня, та́ко да погибнут бе́си от лица́ лю́бящих Бога, и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: радуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Господень, прогоня́яй бесы силою на тебе пропя́таго Го́спода нашего Иисуса Христа, во ад сше́дшаго, и попра́вшаго силу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́, Крест Свой Честны́й, на прогнание вся́каго супоста́та. О Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Господень! Помогай ми со Святою Госпоже́ю Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Расточа́тся — рассеются. Врази́ — враги. Я́ко — как. От лица́ вблизи. Глаго́лющих — говорящих. Прогоня́яй — прогоняющий. Пропя́таго — распятого. Честны́й — достойный почестей, славный. Супоста́та — врага.

+ Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его… Начало молитвы взято из псалма: Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его, и да бежа́т от лица Его ненави́дящии Его. Я́ко исчезает дым, да исчезнут; я́ко тает воск от лица́ огня, та́ко да погибнут грешницы (грешники) от лица́ Божия (Пс.67:1–2; первый из этих стихов псалма в свою очередь перекликается с библейской книгой Числ — 10:35, слова Моисея при поднятии Кивота Завета). Эти же стихи псалма поются на Пасхальной службе, перемежаемые тропарем Пасхи. Слова о Господе Иисусе Христе, во ад сше́дшаго, и попра́вшаго силу диа́волю, также напоминают нам тропарь (сме́ртию смерть попра́в) и другие песнопения Пасхи. Сила Креста Господня неотрывна от Воскресения Христова; смерть и Воскресение Христово делают Крест зна́мением победы, оттого так и сильна эта молитва, произносимая с верою и с любовью к Честному Кресту, отгонять от нас силы зла.

^ Или кратко:

Огради мя, Господи, силою Честна́го и Животворя́щаго Твоего Креста, и сохрани мя от вся́каго зла.

^ Молитва

Осла́би, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, я́же в слове и в деле, я́же в ве́дении и не в ве́дении, я́же во дни и в нощи́, я́же во уме и в помышле́нии: вся нам прости, я́ко Благ и Человеколюбец.

Я́же — которые.

^ Молитва

Ненавидящих и обидящих нас прости́, Господи Человеколюбче. Благотворя́щим благосотвори́. Бра́тиям и сро́дником нашим да́руй я́же ко спасению прошения и жизнь вечную. В не́мощех су́щия посети, и исцеление да́руй. Я́же на мо́ри упра́ви. Путеше́ствующим спутеше́ствуй. Служа́щим и милующим нас грехов оставление да́руй. Запове́давших нам недостойным моли́тися о них, помилуй по вели́цей Твоей милости. Помяни́, Господи, прежде усопших отец и братий наших, и упокой их, иде́же присеща́ет свет лица Твоего. Помяни́, Господи, братий наших плене́нных, и изба́ви я от вся́каго обстоя́ния. Помяни́, Господи, плодонося́щих и доброде́лающих во святых Твоих це́рквах, и даждь им я́же ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни́, Господи, и нас, смире́нных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и плодонося́щих и доброде́лающих, молитвами Пречистыя Владычицы на́шея Богородицы и Присноде́вы Марии и всех Твоих святых, я́ко благословен еси́ во веки веков. Аминь.

Да́руй я́же ко спасению прошения — да́руй то, по их прошениям, что ведет ко спасению (но понимать это выражение так: «да́руй им просить о том, что ведет ко спасению», — также не возбраняется). Иде́же присеща́ет — там, где светит (присеща́ти — посещать, навещать). От вся́каго обстоя́ния — от всякой напасти. Плодонося́щих — приносящих духовные плоды, плоды покаяния (а также приносящих плоды трудов своих). На стезю́ — на путь, на тропу.

…Плодонося́щих и доброде́лающих… Сложные слова такого рода (образованные из соединения двух, а то и более слов) появились в церковнославянском языке в подражание греческому, в котором такой способ словообразования чрезвычайно распространен. По-русски мы говорим: «приносящих плоды», «делающих добро». Но многие и многие сложносоставные слова вошли из церковнославянского языка в русский; например, в этой же молитве благотворя́щии, путеше́ствующии.

…Наста́ви нас на стезю́ заповедей Твоих… Славянское слово стезя́ следует произносить с мягким «т». Вспомним, что есть русские слова того же корня: «стёжка» («стёжки-дорожки»), «стежок» (при шитье), «стегать».

^ Исповедание грехов повседневное

Испове́даю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святе́й Троице Единому, славимому и покланя́емому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, я́же соде́ях во вся дни живота́ моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в преше́дшия дни и но́щи, делом, словом, помышлением, объяде́нием, пия́нством, тайнояде́нием, праздносло́вием, унынием, ле́ностию, прекосло́вием, непослуша́нием, оклевета́нием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжа́нием, хище́нием, неправдоглаго́ланием, скверноприбы́тчеством, мшелои́мством, ревнова́нием, завистию, гневом, памятозло́бием, ненавистию, лихои́мством и всеми моими чу́вствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вку́пе и телесными, и́миже Тебе, Бога моего и Творца, прогне́вах и бли́жняго моего онепра́вдовах; о сих жалея, ви́нна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю ка́ятися; то́чию, Господи Боже мой, помози́ ми, со слезами смиренно молю Тя: преше́дшая же согрешения моя милосе́рдием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, я́же изглаго́лах пред Тобою, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Живота́ моего — жизни моей. Скверноприбы́тчеством — преступной наживой (прибылью). Мшелои́мством — корыстолюбием, собиранием ненужных вещей (мшел — корысть). Лихои́мством: греческое слово πλεονεξία, обычно переводимое как лихоимство, означает жадность, сребролюбие; но нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательства и т. д. Онепра́вдовах — я оклеветал; также и вообще: причинил всякое зло, неправду. То́чию — только. Преше́дшая — прошлые. Разреши — освободи. От всех сих, я́же изглаго́лах — от всего этого, что я высказал.

+ «Каждодневные дела наши надо ежечасно взвешивать, внимая им, а вечером необходимо облегчать бремя их покаянием, сколько сил есть, если желаем, с помощью Христовою, препобедить в себе зло. Надобно также смотреть, по Богу ли, пред лицеем ли Бога и для единого ли Бога совершаем мы все свои чувственные и видимые дела, чтобы по неразумию не быть окраденными при сем какими-либо недобрыми чувствами».

Преподобный Исихий Иерусалимский

Необходимость ежедневного покаяния в грехах, содеянных во всю жизнь, поясняют слова преподобного Антония Великого: «Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более. Однако же Он хочет, чтобы помилованные сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые уже были им прощены… Давид, получив отпущение грехов, не забывал о них и память о них передал потомству. Это сделано в память всем родам, из рода в род. Научу беззаконныя путем Твоим (Пс.50:15), говорит он, чтобы все грешники научились от примера его подобно ему каяться в грехах своих и, когда они будут прощены, не забывать о них, но всегда помнить. Подобное сказал Сам Бог через пророка Исаию: Аз есмь заглаждаяй грехи твоя, и не помяну. Ты же помни… (Ис.43:25-26). Таким образом, когда Господь отпускает нам грехи наши, мы должны не отпускать их себе сами, но всегда помнить о них, через возобновление раскаяния о них».

Тот же святой предупреждает: «Не обращай в уме твоем грехов, некогда совершенных тобою, чтоб они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся».

Итак, сохраняя и постоянно возобновляя раскаяние в грехах нашей жизни, не забывая о них — мы не должны в то же время «обращать их в уме», заново переживать, прилепляться к ним памятью. В этом — одно из проявлений искусства «невидимой брани», срединного «царского» пути, каким должен идти христианин.

Молитва эта помогает рассмотрению дневных прегрешений и поддерживает память о совершенных ранее — во все дни жизни, Напомним, что искренне исповеданные в Таинстве Покаяния грехи полностью прощаются Господом, но это не означает, что мы должны забывать о них. Грехи остаются в памяти для смирения и сокрушения о содеянном.

«Должно внимать себе, не престала ли совесть наша обличать нас, не ради чистоты нашей, но как бы утомившись. Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом».

Преподобный Иоанн Лествичник

Как на исповеди в Таинстве Покаяния, так и на ежедневной исповеди Богу грехи свои надо исповедовать раздельно, сознательно. Поэтому остановимся на названных в молитве грехах и укажем, какие под ними могут подразумеваться дела, поступки, слова и мысли.

Объяде́ние, пиянство, тайнояде́ние — грехи, связанные со страстью чревоугодия, входящей в восьмерку главных страстей. Тайнояде́ние — употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.). К грехам чревоугодия относятся также многоядение и гортанобесие — страсть к наслаждению вкусовыми ощущениями, то есть гурманство, так насаждаемое в наши дни. Употребление наркотиков и курение также относятся к области пьянства; если вы страдали или страдаете этими греховными пристрастиями, включите их в перечень грехов.

Празднословие. Напомним грозное слово Самого Господа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12:36-37).

А вот святоотеческий рецепт, как вести себя, если обстановка и разговоры в компании располагают к празднословию: «Если не имеешь особенной нужды остаться, то уйди; а когда будет надобность остаться, то обратись умом к молитве, не осуждая празднословящих, но познавая свою немощь» (преподобный Иоанн Пророк).

Расширяет понятия празднословия преподобный Ефрем Сирин: «А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делает того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным — именно, когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видит».

Уныние. Этот грех нередко впрямую связан с празднословием: «Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия… Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно… в послушании лицемерно» (преподобный Иоанн Лествичник).

Леность, как видим, теснейшим образом связана со страстью уныния. Православный катихизис называет «леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению» в числе грехов против 1-й заповеди Закона Божия. А вот святоотеческое наблюдение из монашеской жизни, действительное для мира: «Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву; а если дела служения легки, то отбегают от молитвы как от огня» (преподобный Иоанн Лествичник).

Прекословие. «Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем». «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей не исцелим» (преподобный Иоанн Лествичник).

Непослушание. «Неповинующийся словом без сомнения не повинуется и делом, ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле» (преподобный Иоанн Лествичник). В Церкви все строится на послушании; слушаться мы должны всех, кого Господь над нами поставил. Послушание в вопросах духовной жизни необходимо по отношению к духовному отцу, вообще к пастырям и духовным учителям: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать ответ; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр.13:17). Послушание (во всём, что не противоречит вере и Закону Божию: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам — Деян.5:29) должна оказывать жена мужу, еще не создавшие своей семьи дети — родителям. О повиновении начальствующим говорит апостол Павел: Начальник есть Божий слуга, тебе на добро… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим.13:4-5). Митрополит Антоний Сурожский рассказывает, что был призван в армию, уже дав монашеские обеты, но не приняв пострига. На вопрос, как же ему в армии осуществлять послушание, духовник ответил: «Очень просто: считай, что каждый, кто дает тебе приказ, говорит именем Божиим, и твори его не только внешне, но и всем твоим нутром; считай, что каждый больной, который потребует помощи, позовет — твой хозяин; служи ему, как купленный раб».

Оклевета́ние — прямое нарушение 9-й заповеди Закона Божия (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего — Исх.20:16). Всякая клевета, любые пересуды и сплетни, любое несправедливое порицание — это оклевета́ние. Почти непременно приводит к оклеветанию осуждение ближнего, прямо запрещенное Господом: Не судите, да не судимы будете (Мф.7:1). «Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-нибудь согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его, ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали в тайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца». «Опытом доказано, что за какие грехи, телесные или душевные, осудим ближнего, — в те сами впадаем» (преподобный Иоанн Лествичник).

Небрежение — небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой…

Самолюбие авва Дорофей называет корнем всех страстей, а преподобный Ефрем Сирин — матерью всего худого. «Самолюбие есть страстное безрассудное любление тела. Противоположны ему любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти» (святой Максим Исповедник).

Многостяжание. Любостяжание… есть идолослужение, — говорит апостол Павел (Кол.3:5). В другом послании он пишет: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (Тим. 6, 10). Многостяжание — это страсть сребролюбия, входящая в восьмерку главных страстей, в действии: любое накопительство, пристрастие к различным предметам, скупость и, наоборот, расточительность. Многостяжание — это ненадеяние на Бога. И так не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:31-33).

«Почему не свергаем с себя всякой бесполезной заботы и не облегчаем себя от бремени земных вещей? Не знаете разве что дверь узка и тесна и что любостяжательный не может войти в нее? Будем искать лишь того, что удовлетворяет потребности; ибо излишнее только развлекает, а пользы не приносит» (преподобный Ефрем Сирин). «Многостяжательный опутан попечениями и как пес привязан цепью» (преподобный Нил Синайский). «Любящий земное более небесного лишится и небесного и земного» (авва Евгений — «Скитский патерик»)

Хищение. В это понятие входит не только всякая кража, но и всякое пользование тем, что «плохо лежит»: например, «зачитать» книгу в библиотеке или у друзей. Особо тяжелый вид хищения — святотатство — «присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви» (см. «Православный катихизис»), то есть не только прямая кража священных предметов, но и: взять, не испросив благословения священника, пожертвованное на канон или принесенное в храм благотворителями для раздачи, и т. д.

Неправдоглого́лание — любая ложь словом. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч.12:22). Надо помнить, что нет «невинной» лжи, всякая ложь не от Бога. «Ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, непозволительна, потому что она не согласна с любовью и уважением к ближнему и не достойна человека, и особенно христианина, созданного для истины и любви», — говорит святитель Филарет Московский. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф.4:25).

Скверноприбы́тчество — получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обвес, обмер, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, — например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов и использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденого — тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалование за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» (святитель Филарет Московский).

Мшелои́мство — слово, имеющее несколько значений, как и исходное слово мшел. (1) Мшелъ — корысть, тогда мшелои́мство — корыстолюбие, взимание корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. (2) мшель, мшелъ — вещь, вещество, и тогда мшелои́мство — собирание вещей. Это может означать как взятки вещами, так и собирание всяческого хлама, то есть лишние вещи в доме и нежелание с ними расставаться.

Ревнование — ревность всех родов.

Зависть. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога — раздаятеля даров». (святитель Иоанн Златоуст). «Кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, завистию которого вошла в мир смерть (Прем.2:24)… зависть и соперничество — страшная отрава: от них рождается оклеветание, ненависть и убийство» (преподобный Ефрем Сирин).

Гнев — одна из восьми главных страстей. «От какой бы причины ни возгоралось движения гнева, оно ослепляет очи сердца и, налагая покров на остроту мысленного зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза — ценность металлов не делает разницы в ослеплении» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин). «Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев» (преподобный Иоанн Лествичник).

Памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: “прости и прощено будет” — ср.: Лк.6:37), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: “остави, якоже и мы оставляем…”?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло» (преподобный Иоанн Лествичник). «Как дым от тлеющей соломы ест глаза, так и памятозлобие — ум во время молитвы» (преподобный Нил Синайский). «Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души» (святой Максим Исповедник). «Укротивший гнев пресек зарождение и памятозлобия; ибо чадородие бывает только от живого отца» (преподобный Иоанн Лествичник).

Ненависть. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (Ин.2:11). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающий (1 Ин.3:15). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин.4:20).

Лихои́мство — «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене» (святитель Филарет Московский). В широком смысле слово лихоимство означает вообще любостяжание, жадность (страсть человека обладать материальными вещами, владеющая сердцем человека, который видит счастье в них, а не в Боге); в этом значении слово (греч. πλεονεξία) употребляется в Новом Завете (Рим.1:29; 2 Кор.9:5; Еф.4:19 и 5, 3; Кол.3:5).

Тяжкие согрешения, соделанные в течение жизни, из числа таких, которые прямо не названы в этой молитве, следует включить в нее, а не «подводить» под один из пунктов (например, богохульство, ропот на Бога, или попытка самоубийства, или убийство нерожденных детей — аборт, и т. д.). В частности, в этом перечне нет грехов, относящихся к страсти блуда (а среди них такие, как прелюбодейство и всякое внебрачное сожительство, и все нарушения чистоты и целомудрия), и к страсти гордости, которая по праву считается ужаснейшей из страстей.

^ Когда отходишь ко сну, произноси:

В ру́це Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой; Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный да́руй ми. Аминь.

+ В ру́це Твои, Господи… предаю дух мой. Это предсмертные слова на кресте Господа Нашего Иисуса Христа: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух (Лк.23:46).