Храм Живоночальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Божественная Литургия в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля


20 июня
, в понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице, день Святаго Духа, Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами города, совершил Божественную Литургию и славление в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля…

На Лиургии пел хор храма прп. Марона пустынника в Старых Панех под управлением регента Натальи Дуровой.

На запричастном проповедовал иерей Максим Крижевский, клирик храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

По окончании Богослужения Высокопреосвященнейший Владыка Арсений обратился к сослужащему духовенству и всем молящимся со словом назидания и передал благословение от Святейшего Патриарха Кирилла с пожеланием помощи Божией и мира на жизненном пути.

Подробнее о Службе и фотографии очень высокого качества см. на http://xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/archiv/41-vicar-sl/3943-2016-06-21-10-55-21.html

С благодарностью иерею Максиму помещаем здесь его проповедь.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

С какой силой, ясностью и красотой звучит знакомое славословие в день, который Церковь посвящает чествованию Третьего Лица Единосущной Троицы – Святому Духу. Каждое из Лиц Пресвятой Троицы по-своему участвует в Священной Истории. О событиях с участием Третьего Лица Пресвятой Троицы немного сказано в Священном Писании. Нам хорошо знакома история земной жизни Сына Божия, она продолжалась немногим более тридцати лет. Это очень малый срок. Но если бы кто-то задался целью написать историю земной жизни Святаго Духа, то пришлось бы ему записать всю историю Божественного творения вплоть до наших дней.

Самые первые Божественные творческие действия совершаются с участием Святаго Духа. Духом Божиим превращается из земной взвеси в словесную тварь человек. Духом Божиим хранится память об утраченном рае среди первых людей, устраивается их жизнь в изгнании. Духом Божиим патриархи образуют избранный народ и населяют его в земле обетованной. Духом Божиим выражает свою любовь к Богу в прекрасных псалмах царь и пророк Давид. Духом Божиим напоминают израильскому народу о заповедях Божиих пророки. Они же предвозвещают вочеловечение Бога, готовят избранный народ к встрече Мессии Христа. Святым Духом Пресвятая Дева зачала во чреве Сына Божия, и вся земная жизнь Спасителя сопровождалась присутствием и участием Святаго Духа. Мы понимаем, что творение пронизано действиями Третьего Лица Пресвятой Троицы. Церковь воспевает Его как везде Сущего и Исполняющего вся. То есть всегда и везде и до наших дней.

Однако после грехопадения первых людей история тварного мира существенно меняется. Теперь это не самодостаточное бытие, но жизнь в ожидании спасения, чаянии избавления от всех последствий грехопадения наших прародителей. Ожидание оказалось долгим. Бог долго ждал от человека необходимой для встречи Спасителя веры и покаяния, готовности изменить свою жизнь. Тысячелетия прошли до Рождества Христова. Но это событие не избавляет человечество от смерти, греха и власти падших ангелов. Проходят несколько лет проповеди Спасителя, несколько лет общения с учениками, которые слушают Его учение, видят чудеса, наконец, сами начинают совершать чудеса, пробуждая в людях веру в грядущее Царствие Божие. Только когда вера и покаяние Апостолов пришли в достаточный возраст, Господь совершает спасительный подвиг, но и это событие само по себе не открывает перед людьми дверь спасения ни Апостолам, ни всему человечеству. Свидетели Воскресения Христова еще не являются Церковью.

Церковь, как духовное пространство, в котором каждый человек получает возможность быть причастным к победе Спасителя над смертью и грехом, рождается в Сошествии Святаго Духа на Апостолов. Это совершенно исключительное действие Третьего Лица Пресвятой Троицы стало возможным, в том числе и благодаря вере и покаянию Апостолов, ставших Его вместилищем. В сошествии Духа Святаго Апостолы получили замечательные дары Святаго Духа, которыми и живет, существует Церковь по сей день и будет жить до скончания века. В первую очередь Апостолы получают силу совершать Таинства, которые и сообщают человеку причастность ко спасению во Христе. Получают способность хранить все, что они узнали о Царствии Божием от Спасителя, и усваивать это учение собственной жизнью. Хранить знание о Боге неповрежденным может только Церковь. Это тоже Дар Святаго Духа, о котором свидетельствуют церковные Соборы начиная свои постановления словами: «Изволися Духу Святому и нам…». Дух Святой дает Апостолам и Церкви способность свидетельствовать о Воскресении Христовом, и своим свидетельством пробуждать веру и покаяние целых народов и цивилизаций. Мы с вами здесь сейчас находимся также благодаря силе проповеди Церкви о Христе.

Святой Дух дается Иисусом Христом от Бога Отца как Утешитель страдающего здесь в земной истории от последствий первородного греха человечества. В самых невыносимых обстоятельствах Святой Дух не оставляет человека, восполняет и врачует одиночество, в котором нередко оказывается человек. Свидетельством этому является замечательный канон Святому Духу Утешителю, который пишет в заключении углем на стене темницы преподобный Максим Грек. Святой Дух не оставлял его верующее сердце, когда никого из людей рядом со святым уже не осталось.

Таким образом, в сошествии Святаго Духа человечество получает все необходимое для спасения здесь в пределах земной истории. Но не будем забывать, что условием такого участия Святаго Духа-Утешителя в человеческой жизни явилось свободное стремление ко спасению Апостолов, их вера и покаяние – стремление к изменению своей жизни.

История Церкви продолжается. И сегодня для всех нас молящихся в Духов День самой важной заботой должны быть наши собственные вера и покаяние. Не боязнь отстать от духа времени, который зачастую не дает покоя современному человеку, а страх не дать возможности Духу Святому соединить нас с Воскресшим Христом. Небольшое количество людей, современников Спасителя, смогли стать вместилищем Святаго Духа. Нам нужно постараться оказаться среди них. Это условие участия Святаго Духа в нашей жизни. Это условие нашего пребывания в Церкви, нашего спасения.

Господи, помоги нам стать частью той небольшой закваски, преобразившей мир, помоги обрести веру и покаяние, необходимые для принятия Святаго Духа, для спасения во Христе Иисусе Господе нашем!

Аминь!

С Праздником!»

Прихожанин Троице-Голенищевского храма

00
00
01
01
02
02
03
03
04
04
05
05