Значение ЛИТИИ

  • Печать

диаконская молитва на литии
диаконская молитва на литии
Слово «лития» (от греч. lite – моление, просьба) обозначает в православном церковном богослужении:

  1. часть всенощного бдения
  2. особый род моления об усопших православных христианах. Она совершаться в храме или в другом месте.

Из истории нам известно, что по случаю общественных бедствий, постигавших Византию, совершалось усердное моление, которое получает название лития. Святитель Симеон Солунский говорит: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен» (см. Новая скрижаль, ч. II, гл.1).

Лития в храме Троицы в Голенищеве
Лития в храме Троицы в Голенищеве
По мнению Михаила Скабаллановича (составителя Толкового Типико́на – Богослужебного устава), Церкви известно 4 вида литии:

а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;

б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;

в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;

г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.

Все эти виды литии объединяет то, что они совершаются с исходом либо в притворе, либо вне храма. Это необязательная и неосновная (как например полиелей) часть Богослужения.

Надгробные плиты в притворе монастыря
Надгробные плиты в притворе монастыря
Литии на всенощном бдении в нашем храме совершаются по великим праздникам. По старинным Богослужебным уставам исхождение на литию совершалось по правилам входа с кадилом с добавлением особых молитв. Позже в Служебнике Петра Могилы мы находим, что после прошений священник поминает, если хочет, живых и усопших.

Главной целью является выражение молитвы не только словами, но и движением — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем – «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну» - говорит святитель Симеон. Потому и несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». Отсюда и ещё одна цель – общая молитва не могущих стоять за богослужением в храме людей и духовенства. Таким образом, для стоящих в притворе лития символизирует то же, что вход с кадилом для стоящих в самой церкви, то есть, что Господь наш Иисус Христос «Свете Тихий» сошел к нам долу, что и недостойные молиться вместе с остальными верующими могут ожидать для себя милости от Господа и оставления грехов их; так как раньше с духовенством в притвор исходили все верные, то с другой стороны, такое исхождение в место для оглашенных и кающихся грешников, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и грешников и молиться вместе с ними. Стоит вспомнить, что в древности в притворах храма хоронили благочестивых людей, потому духовенство и исходило в притвор во время праздничного Богослужения на литию, дабы и усопшие верные христиане были соучастниками торжества.

Особый вид литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе тела, на кладбище, также по желанию родных, но такое моление не соединяется с литией, совершаемой на праздничной службе.

Подготовил Михаил Шестопалов