Путешествие Постной Триоди. 3. Потерянный и возвращаемый рай (Прощеное воскресенье)

  • Печать

В субботу на всенощной — воспоминание Адамова изгнания — Церковь оплакивает потерю рая и начертывает путь, на который мы вступим — сорокадневное странствие.

В песнопениях этого дня порой героем выступает Адам (Он), но порой, с самого начала вечерни, со стихир на «Господи, воззвах» — это Я:

Одежды боготка́нныя совлеко́хся, окая́нный, Твое́ Божественное повеление преслу́шав, Господи, сове́том врага, и смоко́вничным листвием и кожными ризами ныне облеко́хся; по́том бо осужден бых хлеб трудный сне́сти; терние же и волчец мне принести́ земля проклята́ бысть. Но в последняя ле́та воплоти́выйся от Девы, воззва́в мя, введи па́ки (снова) в рай.

Канон призывает:

Гряди, душе́ моя страстная, пла́чи твоя деяния днесь, поминающе первое обнаже́ние во Еде́ме, и́мже изгна́на еси́ от сладости и непреста́нныя ра́дости.

Душа — моя! Она — помнит! Для нее это изгнание — реальность, и в глубине своей помнит она и сладость со-бытия с Богом, которой лишилась…

Это она, душа моя, была «владычица гадам и зверям» — и собеседовала «гаду душетленному», забыв об этом своем господстве и приняв его, лживого, за правдивого советника (канон, песнь 8). Это я «рыдаю, стеню́ и плачу, херувимы с пламенным оружием зря (видя)» (песнь 9).

И еще герой этих песнопений — рай. К нему, одушевленному, живому, неравнодушному к участи изгнанного человека, обращаюсь я — человек — человечество — Адам.

Ра́ю всечестны́й, красне́йшая добро́то [прекраснейшая красота], богозда́нное селе́ние, весе́лие несконча́емое и наслажде́ние, сла́во пра́ведных, пророков красото́ и святых жилище! Шумом ли́ствий твоих Соде́теля всех моли врата отве́рсти ми, яже преступлением затвори́х, и сподо́битися древа живо́тнаго [Древа жизни… это, как вспомнится позже, в Крестопоклонную — Крест!] прия́ти, и радости, еяже прежде в тебе насладихся.

…Р́аю святейший, мене́ ради насажде́нный быв, и Евы ради затворе́нный, моли тебе сотво́ршаго и мене созда́вшаго, яко да твоих цветов испо́лнюся!

Но стихира завершается ответом:

…те́мже и к нему Спас: Моему́ созда́нию не хощу́ поги́бнути, но хощу́ сему спасти́ся и в познание истины приити́, яко гряду́щаго ко Мне не изгоняю вон!

И вот:

…те́мже потщи́мся вси время подъя́ти поста, послу́шающе евангельских преданий, да сими благоуго́дни бы́вше Христу, рая́ жилище паки восприи́мем.

Приспе́ время, духовных подвиго́в начало, на демоны победа, всеору́жное воздержа́ние, ангельское благоле́пие, к Богу дерзнове́ние: тем бо Моисей бысть Зиждителя собеседник, и глас невидимо в слу́хи прият. Господи, тем сподо́би и нас поклони́тися Твоим Страсте́м и Святому Воскресению, яко Человеколю́бец.

Недаром вспоминается Моисей: нам предлагается путь к Боговидению. Но и тем, кто не в силах подъять на себя «духовные подвиги», предстоит путь к родной обетованной земле, сорокадневный путь к духовной отчизне.

Синаксарь (поучение, которое по уставу полагается читать после 6-й песни канона) приводит «из святых отец» суждение о том, что поскольку мы согрешаем в течение всего года, то и освящать постом должны каждое из времен года. Но именно святая Четыредесятница — «десятина всего лета» — главная десятина, которую мы отдаем Богу, десятая часть нашего года, которую мы живем не для себя, а Ему, для Него.

Вечером в воскресенье будет храмовый чин прощения, лишиться которого (с его уже постовым облачением, с постовыми распевами, с общим умилением, земными поклонами, тишиной и сосредоточенностью) — горько. Но у нас до этого есть целый день с ближними. Телефон. Электронная и простая почта. И — с кем можете, проститесь с земным поклоном, не смущаясь, а возводя жизнь к естественности возвышенного (ибо высокому состоянию души и жизни должен отвечать высокий жест, а бытовая отмашка будет ложью). Позвоните тем, кому позвонить не смели. Напишите тем, кому не собрались. А кому все-таки не смогли ни написать, ни позвонить — обратитесь к ним мысленно и просите у Бога нашего прощения перед ними.

Господи, помоги нам быть с Тобою!

Елена Тростникова

Изгнание из рая Монреаль Палермо Италия XII в
Изгнание из рая Монреаль Палермо Италия XII в
Изгнание из рая Монреаль Палермо Италия XII в. 2
Изгнание из рая Монреаль Палермо Италия XII в. 2
Изгнание из рая. Сербия. Печь. XIV в.
Изгнание из рая. Сербия. Печь. XIV в.
Изгнание из рая. Россия 17 в.
Изгнание из рая. Россия 17 в.