Святитель Тихон патриарх Московский и священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Фото из архива ПСТГУ.

Почитание мучеников есть вневременное явление в христианстве от самых первых дней до нынешних. Если Церковь живет, то она не может не почитать мучеников, ибо каждый христианин не может не исповедовать свою веру, не может не свидетельствовать о ней всей своей жизнью, своими словами и поступками. А свидетельство и есть «мученичество» на греческом языке. Во все времена сохранялась традиция совершать богослужение на гробах мучеников, сначала в полном смысле слова – на гробницах, а позднее на антиминсах, в которые вшиты частицы мощей святых мучеников.

И никакие западные поветрия и изменения отношения к почитанию святых мощей не коснулись этой традиции, буквально до наших дней. Вот почему я не люблю слово «новомученик» –мученики были всегда, они вне времени. На них надо смотреть sub specie aeternitatis – с точки зрения вечности. Особенно ярко это проявляется в святцах у греков, такой-то святой, новомученик XVII века.

В наши дни почитание мучеников XX века не стало всеобщим и повсеместным по простой причине – из-за ослабления веры, отсутствия традиции передачи мировосприятия от отца к сыну, отсутствия церковного воспитания в детстве и засилья долбящего в голову стандартного телевидения, очень далеко отстоящего от христианского мировоззрения.

Важность почитания святых мучеников заключается в том, что это почитание является показателем степени церковности, свидетельством православной веры, плодом и результатом духовной жизни. Вот почему удивляет назначение времени лекции одного священника в Москве (как было несколько лет назад) в день и час служения Божественной Литургии на полигоне в Бутово, что немыслимо, если мы действительно православные и действительно христиане.

И последнее, весьма печальное обстоятельство. Предельное оскудение веры в народе. Раньше требовалось народное или всенародное почитание для того, чтобы можно было прославить во святых того или другого человека. Этого не требовалось для мучеников, сам факт их страдания является достаточным основанием для прославления, если они сохранили свою веру и оставались до последнего издыхания членами Святой Православной Церкви. Но сейчас народного почитания уже не ждут во многих и многих случаях. Получается обратный процесс. Прославляется святой в городе, в котором его уже никто не помнит и не знает. Приезжает архиерей, читает акт Патриарха и Священного Синода, и только тогда медленно, постепенно начинается почитание мученика или исповедника XX века. Накопившаяся в течение веков вера и праведность такой-то земли рождали мученика, и теперь, когда все силы иссякли, мученик или священномученик становится неким аккумулятором, который отдает благодатную силу внукам и правнукам, возвращая им плод веры и православия, которые процветали во времена жизни их дедов и прадедов. Я видел глаза правнучки святой мученицы Анны Ивашкиной (память 10/23 дек.), которая на крестном ходе несла икону своей прабабушки с такой радостью и с таким счастьем на лице, что я понял – вот поистине «семя веры», из которой вырастает и укрепляется Церковь. Абсолютно так же, как было на самой заре христианства. В этом-то и есть важность почитания и прославления новомучеников.

Я не оговорился, когда сказал «вера и православие, которые процветали во времена жизни дедов и прадедов». У отца Дамаскина (Орловского) есть очень важное наблюдение. Количество мучеников и исповедников есть неопровержимое свидетельство силы веры и подлинного христианства в России. Если учесть, что «дерево познается по плодам», то надо пересматривать всю историю России XVIII и XIX веков, чтобы осмыслить — почему она могла принести такой «плод красный Твоего спасительнаго сеяния...». Плохое и бесплодное дерево не может принести никакого плода. А если плод есть, да еще такой?! В этом тоже очень большая важность почитания новомучеников – осознание, «расчистка от поздних идеологических наслоений» подлинного лица, а, точнее, «лика» России.

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ

Фома, 2007, № 10(54) Октябрь. С. 35.