Проповедь о. Анатолия Правдолюбова на ирмос 8-й песни Рождественского канона — о том, как пещь Вавилонская прообразовала огнь Божества, воплощение на земле Бога, о совершенстве творения и о славословии Творца.
В Субботу, на Всенощной, 22 декабря 1973 года
Чуда преестественнаго
росодательная изобрази пещь образ,
не бо яже прият, палит юныя,
яко ниже огнь Божества – Девы,
в нюже вниде утробу.
Тем воспевающе воспоем:
да благословит тварь вся Господа
и превозносит во вся веки.
Вот восьмой ирмос первого Рождественского канона. Он, вроде бы, и о том самом, о чём мы говорили по поводу седьмого ирмоса. Но тут можно сказать много того, чего нам не пришлось упомянуть тогда, ибо мы всегда ограничены и временем, и силами. В тот раз мы подробно приводили библейский рассказ о трёх отроках – Анании, Азарии и Мисаиле. Как чудесно они сохранились, будучи ввергнуты в пещь Вавилонскую, седмерицею разжженную.
А ныне беседовать будем о том, как эта пещь Вавилонская прообразовала огнь Божества. Вавилонский огонь чудом Божиим не опалил трёх отроков. И никем не стерпимый и всё поядающий огнь Божества, Вселившийся в утробу Всенепорочной и Пречистой Девы Марии вместе с безсеменно зачатым в Ней Богочеловеком – совершенно не опалил Её, что является чудом, конечно, преестественным, превосходящим бесконечно законы вещественного естества.
Подобное Вавилонской пещи чудо – видение Моисеем в пустыне – Неопалимой Купины, тоже явилось прообразом чудесного сохранения утробы Богоматерни. Моисей видел в пустыни купину, то есть куст терновый, который долгое время горел и не сгорал (см. Исх 3, 2–3). Подошедший к купине Моисей был послан Господом вывести Божиих людей из рабства Египетскаго в землю обетованную. Купина эта, горевшая и несгоравшая, прообразовала Божию Матерь, огнь Божества неопально во чреве Своем вместившую, почему и в стихирах, и в акафистах, восхваляя пречистую Матерь, мы часто называем Её Купиной Неопалимой.
И угодно было Царице Небесной прославить особую икону Свою, так называющуюся, дивными чудесами. Замечательно, что не только сама чудотворная икона Неопалимая Купина, но и подобия ея, даже фотографическим способом напечатанные на бумаге, как приходилось слышать и самим испытать, чудесно избавляют от пожара. То есть, пожар уже начинается. А потом как-то дивно ослабевает и поддаётся тушению очень быстро.
Были случаи, когда с иконой Неопалимой Купины обходили горящие дома, и либо ветер поворачивал в другую сторону, либо начинал идти дождь, либо по непонятной какой-то чудесной причине, но только пламень пожара ослабевал и затухал милостию Божией, милостью Царицы Небесной.
Когда отроки испытали на себе силу чудесной помощи Божией, они воспели дивную песнь, в которой изобразили, как вся тварь хвалит Господа. В прошлый раз мы не могли иначе изобразить их песнь, как только совсем вкратце, ныне же, если Господь позволит, скажем о том побольше. Ещё сейчас необходимое нечто предпошлём.
Причём тут тварь, и почему она должна благословить и возблагословить Господа? Потому что Росодательная Вавилонская пещь прообразовала воплощение на земле Бога, назвавшего Себя в Писании Огнём Поядающим (Евр 12, 29). Но огнь сей никого не опалит понапрасну. Он попалит грех и смерть, а затем попалит только тех, кои будут противиться великому человеколюбивому и преславному делу спасения всех. Потому отроки воспели о всей твари, приглашая её восхвалить Господа, что так велел им Дух Святый. А Дух Святый прообразовал в их пещи нестерпимый огнь Божества, умаливший Себя нас ради человек и нашего ради спасения, сами они прообразовали собой то, что утроба Богоотроковицы, приявшая в Себя Духом Святым Богочеловека, непостижимым чудом Божиим сохранилась неопалённою, нетленною, а тварь потому приглашается хвалить Господа, что тогда ещё прообразовательно возвестили отроки о том времени, когда волк почиет с агнцем, и лев с козлищем, когда малый ребенок на аспидову нору ручку свою положит, когда лев, как вол, будет есть солому, когда не будет никто никому делать зла на святой горе Божией, как это было открыто великому пророку Божию Исаии (Ис 11, 6–9). Всё это принесло нам вочеловечение Сына Божия, крестные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, очистившие нас от всякого греха, и открывшие всем, кто деятельно уверует – небесные врата в вечное блаженное Царство Божие.
Да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.
Она особенно должна благословить и возблагословит, и будет хвалить все веки вечные Господа, так как Он ей принёс избавление и блаженство. Она хоть и не согрешила, но была под Божиим проклятием. Царь природы пал, наказание простёрлось и на всё его царство. Значит, и избавление, и блаженство постигнет не только людей, но и всю природу – одушевлённую и неодушевлённую, которой владеть и которую возделывать и хранить поручено было человеку Творцом ещё в первые дни после творения.
А потом получилось так. Изрекши всё наказание человеку первому, падшему и преступившему заповедь Божию, Бог сказал ему и следующее: Проклята земля за тебя, тернии и волчцы (то есть плевелы и сорняки) произрастит она тебе, и будешь питаться травою полевою. (Так оно и осталось, доселе наша основная пища – зёрна различных трав.) И в поте лица будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ибо – земля ты, и в землю отыдеши (Быт 3, 17–19).
И вот тут-то появилось в природе, наказанной Богом вместе с её царём – человеком прегрешившим, тут-то и появилось в природе всякое уродство, борьба за существование, всякого рода взаимоугрызение, взаимозаглушение и страдание. Про это прекрасно сказано у Апостола: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих. Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим 8, 19–23).
Ясно сказано – вся тварь ожидает избавления. То же поют отроки, и то же мы поём в рождественской песни и во многих других молитвах и песнопениях. Все твари, даже неодушевлённые – пойте Господа и превозносите во вся веки.
Слышите ли? Во вся веки!
Подобно и в рождественском восьмом ирмосе поется: Да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.
Есть умники, или, лучше сказать, лжеумники, еретики и сектанты и всякие Божии враги, наши волки, приходящие к нам в овечьих шкурах, чтобы нас погубить. Они нередко говорят: «Что же вы думаете, неужели зверушки и какие-нибудь несчастные насекомые, которых почти и не видно, неужели они будут вечно жить и вечно Бога хвалить?» И считают, что никого в раю и в Небесном Царстве из зверушек и мушек не будет. А кто им это сказал? Нигде не написано этого, а наоборот: тварь ожидает избавления, тварь призывается хвалить Господа во вся веки. Господь не напрасно вселенную творил, не напрасно радовался, что вот вся добра зело (Быт 1, 31). А когда с нашим грехом вся зла стала, то Сына Своего Единородного отдал, дабы восстановить всё в прекрасном и безсмертном виде, чтобы блаженствовал весь сонм неисчислимо разнообразных творений Божиих и пел бы и превозносил Творца своего во вся веки.
И мы с вами не будем там бесплотными, чему образец и свидетель Великий Воскресший Христос. Осяжите Меня и рассмотрите. Дух плоти и кости не имеет, как видите у Меня (Лк 24, 39). Значит, и плоть, и кости будут, и камни, и моллюски, и растения, и зверушки всевозможные. Только все будут добрые. И хищничество, и уродство, и зависть, и вредность исчезнут, преобразуются во что-то невиданно-прекрасное, гармоничное, доброе и целесообразное.
Так что когда читаете в Библии или слышите в Великую Субботу в конце паримий дивную песнь Анании, Азарии и Мисаила о том, чтобы все твари одушевлённые и неодушевлённые хвалили вечно Бога, не думайте, что это составлено ими ради красного словца. Так и будут все они существовать и вечно хвалить Бога, радоваться с нами и утешать нас своей дружбой и службой: и солнце, и луна (если не эти, то тысячи каких-то иных), звёзды небесные, дождь и роса, ветры, огнь и вар, студ и зной, росы и иней, нощи и дние, свет и тьма, лёд и мороз, снег и крупа снежная, град, молния и облаки, земля, горы и холми, растения, источники, моря и реки, киты и всё движущееся в водах, все птицы небесные, зверие и вси скоти – вместе с нами, людьми Божиими.
Всё это, разумеется, будет иным, совершенно невиданная красота и стройность будет в каждом творении, но то, что Бог сотворил, уже никогда не исчезнет, а только преобразуется – в нечто самое прекрасное, в самое доброе, в самое ко всем и ко всему благожелательное.
Угодники Божии видели на том свете деревья живые, но с не виданными на земле прекраснейшими золотыми и серебряными листьями, звук которых на тихом тёплом ветру отраднее самой лучшей и благородной музыки.
Видели угодники Божии там зверей кротких и прекрасных, видели каких-то мелких зверушек, необыкновенного, какого-то небесно-голубого цвета.
Видели прекрасные райские плоды, а про преподобного Евфросина рассказывается, что он даже принёс из рая несколько плодов и дал отведать их игумену и братии своего монастыря.
И всё это будет прекрасно, и всё будет вечно и добро зело. Мы должны верить, что там не будет серого, безликого, какого-то дымного или туманного существования. Там будет вся обновлённая, прекрасная, блаженствующая, дружественная и покорная своему царю человеку – Божия тварь.
Она вместе с нами будет благословлять Господа и превозносить Его во веки.
Аминь.