Последняя из серии проповедей протоиерея Анатолия Правдолюбова — об ирмосе 9-й песни: о таинстве нашего спасения, о Божественном Истощании, о Христе — Новом Адаме.
На Воскресной Литургии, 23 декабря 1973 года
Таинство странное вижу и преславное:
небо – вертеп, престол херувимский – Деву,
ясли – вместилище,
в них же возлеже Невместимый Христос Бог,
Егоже воспевающе величаем.
Этим прекрасным песнопением завершаются любимые наши рождественские ирмосы, которые так долго и с таким духовным удовольствием поём все мы в предрождественские дни. В этом ирмосе каждый из нас призывается видеть воочию духовным нашим взором Рождество Христово. Церковь призывает нас не к пустому воображению, или фантазированию, а к истинному зрению той благодати, какую она имеет от Христа и дарует нам в каждый свой праздник.
Как много раз уже мы с вами говорили, благодать Божия как бы повторяет всякий раз для нас великие и спасительные события. И не говорит: давно это было, и было так далёко, в больших тысячах километров от нас. На каждый праздник большой есть у неё это отрадное для нас грешных слово: днесь, то есть вот сейчас, сегодня, здесь происходит событие торжества, а вовсе не далёко где-то, вовсе не в отдалённые тысячелетиями времена. Такое чудо делает в церкви благодать Божия, неизреченная Божия милость, если воспринимается сей чудесный церковный дар детской нерассуждающей тёплой верой нашей.
Итак, подойдём с вами духовными ногами к самим яслям новорождённого Богомладенца, очами веры узрим всё то, что чудесно Церковь повторяет для нас, как бы сию минуту совершающееся. И воскликнем, не можем не воскликнуть – из глубины души: Таинство странное вижу и преславное. Понимая и чувствуя, что велик, недоступен, непостижим Бог наш, что Он есть огнь поядающий (Евр 12, 29), что пред Лицем Его никто не может постоять (из Вел. Повечерия), мы должны проникнуться, и проникаемся – страхом и удивлением, а потом умилением и тёплым благодарением.
Неисповедимое истощание! Бог, на разумных престолах почивающий (первая стихира на Господи воззвах, гл. 6-й, Рождества Пр. Богородицы), покоящийся на огненных страшных могучих и премудрых высших Ангельских силах – ныне вселяется в человека, в Пречистую Деву Марию, благоволит родиться от Нея, возлежать малым младенцам на материнских руках Ея, питаться Её материнским молоком. Егоже небеса вместити не могут (Кондак 2-й Акафиста Благовещению) – находит себе обиталище в земной пещере, в вертепе, предназначенном для содержании в нём в ненастную погоду скота! И хоть бы одр себе приличный взял, ибо и бедняки в большинстве своём имеют для отдохновения – пусть очень скудный и бедный, но всё же одр, то есть, говоря нашим языком – кровать, постель. А Богочеловек так Себя уничижил, что и этого не потребовал, но возлёг на сене в скотских яслях.
Всё это было для того, чтобы научить нас не роскошествовать, не придавать никакого значения земному богатству, бежать от портящей душу человеческую чрезмерной роскоши. Это было для того, чтобы неисповедимо-великим смирением Богочеловека исцелить человечество от всегубительной гордости, чтобы дать нам образ, да последуем стопам Его (1Пет 2, 21); другими словами, как Апостол это определил: Имея пищу, кров, одежду, сим довольны будем (1Тим 6, 8), не ища ничего большего, чрезмерного, богатого, пышного. Как пели мы в детстве в одном рождественском канте, Христос родился не для славы, не для чести, не для царского венца, а исключительно для того, чтобы спасти нас, проведя на земле трудную и бедную жизнь, и пострадав для нас, – чтобы добыть нам блаженство – в ужасных муках и крестной смерти.
Христос ведь – второй Адам. Первый Адам не смог устоять и усовершиться в добре, но, прельщённый сатаной, нарушил заповедь Божию, и исходатайствовал себе и всему потомству – смерть, болезненность и тяжкое существование на земле. И никак не мог – ни Адам, ни адамовы дети, внуки и правнуки – сами по себе исправить положение, избавиться от рабства греху, болезненности, бедственности и смерти.
Тогда Христос – Новый Адам – пришёл и исправил дело, попорченное Адамом первым. Взяв на Себя тело человеческое, по всему став подобным нам, кроме греха, Христос – Новый Адам – и жизнь всю на земле прожил так, как должно её человеку прожить, и плоть Свою освятил, освободил от рабства греху, а потом страданиями всю очистил, и светло воскресил навеки. Он образ нам дал, да последуем стопам Его (1 Петр 2, 21).
Мы не могли бы последовать просто так, беря лишь с Него пример. Но Он дал нам многие великие благодатные средства – обновиться и стяжать святость. Он даже Саму Плоть Свою Пречистую и Кровь даровал нам в снедь, чтобы совершенно переродить каждого из нас, в каждом из нас попалить грех огнём Божества, каждого из нас усвоить Себе, сделать совершенно родным и по духу, и по плоти, ввести каждого из нас в вечную блаженную святую жизнь вместе с Собою.
Как же нам нужно радоваться, как нужно благоговеть, как благодарить, как себя уготовать к трудам спасительным, как воодушевиться, когда мы видим сие таинство странное и преславное.
Аминь.