28 марта - день особого торжества в нашем храме: престольный праздник северного придела, освященного в честь мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия. Литургия в этот день служится в Агапиевском пределе, а после нее всегда бывает крестный ход. Фотографии с богослужения можно посмотреть в этом альбоме.
Ниже приводим отрывки из проповедей Прот. Сергия Правдолюбова разных лет в день памяти мч. Агапия.
Из проповеди 28 марта 2002 года (Киприановский источник №3, (24), март 2008):
"У нас сегодня праздник святого мученика Агапия и с ним пострадавших. Они о нас молятся, а мы не знаем их даже по именам, не знаем - кто как пострадал. Имен-то немного всего, а как хотелось бы знать.
Когда мы в начале открытия нашего храма хотели переименовать престол и сделать на его месте престол святителя Патриарха Тихона, то, собираясь заказывать престол, по совету одного батюшки прибавили лишних 1,5 см, чтобы престол был побольше, чтобы с него ничего не падало. А о последствиях не подумали. И когда престол был изготовлен, то мы хотели его внести в Агапиевский придел, а оказалось, что как раз те 1,5 см и не дают его внести. Мы его и так и эдак, и ножками, и столешницей. И ничего не смогли сделать. Надо было или престол ломать, или стены ломать. И мы решили, что, видимо, здесь есть некий знак и некая есть воля Божия, дабы престол оставался Агапиевским, а не Тихоновским. Тогда мы поставили ныне существующий престол святителя Патриарха Тихона здесь, на левой части нашего храма, а тот престол, в древнем приделе, так и остался Агапиевским."
"По древним рукописям и древним русским книгам известно, что память святителя митрополита Ионы почему-то связывается с мучеником Агапием. Это я убедился сам, читая историю митрополита Ионы и древнюю службу ему. Какая-то здесь есть связь. Какая, мы до сих пор не можем определить, но связь есть. Если святитель Иона здесь стоит, то и мученик Агапий там логично является. И поэтому не вошёл престол туда, куда мы хотели его перенести. Это тоже смотрительно."
Из проповеди 28 марта 2019 года:
"Мученик Агапий — отчего он почитается здесь у нас в храме? Это же простой мученик, от самых первых веков христианства, еще при императоре Диоклетиане. При чем тут Агапий мученик? И мы тоже не знали почти 28 лет... Но вот позвонил один ученый человек, реставратор из Кремля, и сказал мне: "Батюшка, а вы не в курсе дела? Есть такая теория, то есть предположение, отчего почитают в Троице-Голенищеве мученика Агапия.
Очень кратко. Патриарх Иосиф как стал патриархом? Патриарх Иосиф — это тот патриарх Московский и всея Руси, при котором храм этот строился. Патриарх Иосиф был избран на кафедру с большим трудом при царе Михаиле Феодоровиче. Почему? — Михаил Феодорович имел в патриархах своего родного отца, Филарета, и у них были нормальные взаимоотношения: никогда никто не спорил, всё было хорошо. И царь Михаил Феодорович, он понимал, что новый патриарх может свою линию проводить и его не слушать, и он целых два года не разрешал избрание патриарха. И все-таки ему сказали: неудобно перед всем миром, почему патриарха нет? И тогда Государь сказал: "Давайте изберем жребием! "(Я никогда не знал, мне недавно рассказали; я думал, что только Патриарха Тихона избрали жребием,— нет, оказывается, Иосифа тоже избрали жребием!). И перед самым избранием Иосиф, который тогда был еще митрополитом, увидел сон, что мученик Агапий протягивает ему бумажку, такой свиточек, с его именем. Он верить или не верить — так и не думал и не знал. Но наступил день бросания жребия, и жребий выпал на Иосифа.
Патриарха Тихона когда избирали, там первый, кого вытащили, был патриарх Тихон. А здесь было наоборот: первый вытащили — не патриарх, второй вытащили... последний остался — Иосиф. Жребий выпал Иосифу стать патриархом. От так возрадовался, так благодарил мученика, что тот уже заранее послал ему такой жребий. И он сказал: "Надо бы храм построить Агапию мученику в Кремле, но неудобно, и так всё занято, негде ставить. Давайте в Троице-Голенищеве, сейчас там храм строится — мы левый придел посвятим мученику Агапию".
Обратите внимание: и стал чтить сам, и все остальные чтили. А мы не зная — уже чтили. Самый обычный мученик, никакого отношения не имеющий к России, взял и сделал такое удивительное дело. Значит, если мы будем почитать святых, молиться им,— любой мученик, любого времени, любого географического положения вам тоже может помочь.
Как хорошо, что мы наконец сумели в этом году отпраздновать и отслужить Литургию в этом приделе! И там батюшки все десять вместились, я никак не ожидал! Все десять батющек стояли, это удивительно! Штукатурка не упала и кирпичи не выпали, — нет, все поместились! И Владыка приехал к нам из Душанбе!" [Это был владыка Питирим, ныне Скопинский, тогда Душанбинский]