Дорогие братья и сестры, в нашем храме, при входе с южного крыльца, появилась еще одна святыня — икона преподобного Ионы Новосоловецкого.
Этот образ нашему храму подарил архимандрит Аркадий, скитоначальник Ново-Соловецкой Вселугской пустыни на острове «Божье дело» (верховье Волги, Тверская область), где в этом году прошел семейный лагерь приходской общины нашего храма.
Основателем Ново-Соловецкой Вселугской пустыни, в народе называемой «Божье дело», был пустынник монах Иоиль (в миру Иоанн, в схиме Иона). Изначально он подвизался в Могилевской Успенской пустыни, но позже, горя желанием служить Богу в совершенном безмолвии, ушел из Могилевской обители в пустыню — сначала в окрестные леса, а затем далеко от жилища людей.
На острове Зосимы и Савватия монах Иоиль (преподобный Иона) поселился в 1702 году и вскоре стал первым служителем построенного собственными силами, тогда еще деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Совершая служение в храме, вместе с этим он собирал с заезжих на остров купцов и всех неравнодушных людей по копеечке «на Божье дело», то есть на возведение монастыря. Так «Божье дело» и прижилось в качестве народного названия острова. Со временем монах Иоиль и стал основателем Ново-Соловецкой Вселугской пустыни.
Слава о его подвижничестве очень быстро распространилась среди людей, постепенно на остров начали приезжать трудники, вскоре был основан монастырь, а уже в 1728-м году началось строительство каменного храма во имя Пресвятой Троицы с приделами Покрова Богородицы и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Монах Иоиль скончался в начале 1740-х годов, сложив с себя обязанности игумена, приняв перед смертью схиму с именем Иона. Его монастырь пробыл самостоятельным до 1792 года, а затем был приписан к Ниловой Пустыни.
До революции обитель славилась своими иноками — сюда старались посылать лучших представителей ниловской братии, действительно искавших иноческого жития и уединения — монастырь «Божье Дело» мало посещали паломники, а весь окрестный край считался глухоманью.
К сожалению, от древнего уникального храма, как и от всего монастырского ансамбля, остались лишь фундаменты — в советские годы все постройки монастыря были разрушены. Братия в 1929 году была сослана, а некоторые, например, преподобномученик Виталий (Кокорев) стали немного лет спустя мучениками за веру и причислены к лику святых.
К истории острова «Божье дело», неоднократно воспроизводимой в путеводителях, можно добавить немало малоизвестных фактов. Например, сам преподобный Иона был очень примечательным человеком. Сын крестьянина, он прошел путь от простого монаха Успенской Могилевской пустыни до фактически игумена новосозданного монастыря. Рассказывает архимандрит Аркадий, скитоначальник Ново-Соловецкой Вселугской пустыни: «В тех местах, где поселился преподобный Иона, располагались языческие капища и приносились жертвы идолам. По молитвам преподобного язычники ушли и в тех краях утвердилось православие». Ведя отшельнический образ жизни, преподобный Иона повторил подвиг преподобного Нила Столобенского. Он 40 лет не ложился костьми на одр. Устроил себе калию в стволе огромного дуба, сделал стасидию (по образу греческих стасидий), в стены вбил крюки, которые поддерживали его в моменты бессилия. Строился монастырь, строилась инфраструктура, необходимая для обители, но преподобный Иона, несмотря ни на что, так и продолжал жить в келлии-дубе до конца своих дней.
Преподобный Отче наш Иона, моли Бога о нас!